Сура

СУ́РА (סוּרָא), город в южной Месопотамии (см. также Вавилония), в месте, где река Евфрат разделяется на два рукава. Окрестности Суры славились плодородием; ее жители, в том числе евреи, занимались земледелием (в частности виноградарством и виноделием), скотоводством, рыболовством и торговлей. Среди евреев Суры были также судовладельцы и хозяева верфей. Однако нет сведений о существовании бет-мидраша в городе до начала 3 в. н. э. К этому времени Сура была резиденцией последнего парфянского царя Ирана Артабана V. Законоучитель Рав (Абба Ариха), поселившийся в Суре около 220 г. и приближенный ко двору царя, избрал город местом создания иешивы (академии; Хул. 110а), второй после Нехарде‘и. Сведения об истории Сурской иешивы (как и других иешив Вавилонии) содержатся в соч. Шриры бен Ханины, одного из поздних гаонов иешивы Пумбедиты.

Рав собрал вокруг себя сотни учеников из различных стран диаспоры; его бет-мидраш и бет-дин также были хорошо известны. Однако после его смерти (247) пальма первенства вернулась к иешиве Нехарде‘и на семь лет. Сура вновь достигла расцвета под руководством ученика Рава — Хуны. К концу 3 в., однако, на первое место выдвинулась иешива Пумбедиты (основана учеными, бежавшими из разрушенной войной Нехарде‘и). Некоторое время иешива Суры действовала в поселении Нареш (Нараш, Нерш, к югу от Суры).

Новый расцвет Суры, наступивший в последней трети 4 в., связан с именем Рав Аши, возглавлявшего иешиву почти 60 лет. При нем иешива перешла в близлежащее поселение Мехасия, или Мата-Мехасия, о котором Аши сказал, что это «ни город, ни деревня» (Кт. 4а; возможно, это было предместье Суры). Впоследствии оба географических названия стали отождествляться, а иешива продолжала называться Сурской и, видимо, временно возвращалась в Суру. Рав Аши расширил деятельность иешивы. Проводились калла месяцы. Раз в году, в субботу, названную шабта де-ригла, в иешиве собирались крупнейшие законоучители Вавилонии во главе с эксилархом. Здесь же действовали старший и младший коллеги Рав Аши — амораи Равина I (умер в 422 г.) и Равина II. Этой школе принадлежит решающая роль в редакции Гемары Вавилонского Талмуда.

При Рав Аши была заново отстроена синагога Мехасии. После смерти Рав Аши снова наступил период упадка этой, да и других иешив в результате преследований со стороны персидских властей.

Роль Суры вновь возросла после арабских завоевания Месопотамии, в период гаоната (см. Гаон). В 730 г. эксиларх перевел в Суру из Пумбедиты Мар Шмуэля (II), назначив его гаоном Сурской иешивы. Иешиву возглавляли: в 757–761 гг. Иехудай Гаон бен Нахман; в 769–774 гг. Ханинай Кахана бен Хуна; в 797–810 гг. Я‘аков ха-Кохен бен Мордехай; в 816–818 гг. Цадок бен Ишай (или бен Аши); в 825–838 гг. Моше Кахана бен Я‘аков; в 838–848 гг. Кохен-Цедек бен Ивомай; в 848–853 гг. Сар-Шалом бен Бо‘аз; в 853(?)—871 гг. Амрам бен Шешна (первоначально — вместе с Натронаем бен Хилаем); в 871–879 гг. Нахшон бен Цадок. В этот период академия называлась «иешивой Мехасии», а также «иешивой эксиларха», (поскольку сохранялся обычай шабта де-ригла, см. выше) и превосходила Пумбедитскую во многих отношениях.

В начале 10 в. иешива была переведена в Багдад, сохранив название Сурской. Однако новый период упадка, начавшийся в конце 9 в., привел к ее полному закрытию на какое-то время (в 20-х гг. 10 в.). Прежнюю славу иешива обрела с назначением на пост ее главы знаменитого Са‘адии Гаона (928). Вскоре после его смерти (942) иешива снова закрылась, но открылась, когда гаоном стал Цемах бен Ицхак (987 или 988). После смерти последнего (997?) гаоном стал Шмуэль бен Хофни (умер в 1013 г.). Иешива окончательно закрылась около 1040 г. (этот год нередко считают датой конца периода гаоната). Однако главы новой Багдадской иешивы, открытой в 10 в., продолжали считать ее преемницей иешив Суры и Пумбедиты. Ученые, считавшие себя наследниками гаонов Суры, работали в Багдаде и в 12–13 вв. В самой Суре в 10 в. евреи еще составляли большинство, но в 70-х гг. 12 в. Биньямин из Туделы не нашел евреев ни в городе (который он описывает как руины), ни в его окрестностях.

Иешива Суры поддерживала связи со многими еврейскими общинами мира. Поле ее деятельности было широко: кодификация Закона, галахические (см. Галаха) решения, респонсы, комментарии, составление молитвенников (см. Сиддур) и календаря, вопросы философии (Са‘адия Гаон, Шмуэль бен Хофни). Ученые Суры создали свой вариант масоры. Иешива, особенно при Са‘адии Гаоне, вела борьбу с учением караимов. Она назначала даянов в южной Месопотамии, включая Басру, а позднее и Мосул на севере страны. Увлечение некоторых ученых Суры (например гаона Моше Каханы, см. выше) мистикой и демонологией, верой в амулеты и заклинания вызывало недовольство в Пумбедите. См. также Гаон, Иешива.

Смотрите также

сандак

Сент-Джеймсская конференция

Склянский Эфраим

Советский Союз. Вклад евреев в развитие науки и культуры в Советском Союзе

Суриц Яков