Суринам

СУРИНА́М, государство в северо-восточной части Южной Америки. Евреи, в основном из Нидерландов и их колоний в Бразилии, стали селиться в Суринаме в 1630-х гг., вскоре после начала его освоения европейцами (в это время Суринам был владением Великобритании). Сохранилась ктубба, составленная в Суринаме в 1643 г. и подписанная раввином. В группе колонистов, создавших в 1652 г. под руководством лорда У. Уиллоуби постоянное поселение на побережье Суринама, было несколько еврейских семей. После 1654 г. в Суринаме осела часть евреев, покинувших голландские колонии в Бразилии после их захвата Португалией. Евреи были также в числе переселенцев из Нидерландов, высадившихся в 1656 г. на так называемом Диком берегу (часть морского побережья Суринама), в устье реки Паурома. В 1664 г. в Суринам прибыла группа евреев, изгнанных из Кайенны (Французская Гвиана), в том числе свыше 150 выходцев из Ливорно, живших там с 1660 г. Во главе этой группы стоял богатый торговец и землевладелец Давид Наси (Иосиф Нуньес де Фонсека), сыгравший заметную роль в организации еврейской общины Суринама; его потомки на протяжении многих десятилетий входили в руководство этой общины.

Евреи, в особенности переселенцы из Бразилии и Кайенны, имевшие опыт выращивания сахарного тростника и торговли сахаром, высоко ценившимся в те времена, внесли в 1650–60-х гг. весомый вклад в становление хозяйства Суринама. Учитывая это, британские власти в августе 1665 г. предоставили евреям Суринама привилегию, гарантировавшую им равные с христианами гражданские права, включая право занимать официальные должности (что не было к тому времени сделано ни в одной христианской стране, включая саму Великобританию), а также свободу вероисповедания и общинную автономию. В начале 1667 г. эта привилегия была расширена: новый указ гласил, что все евреи, поселившиеся в Суринаме, могут, независимо от их происхождения, стать полноправными подданными британской короны.

В феврале 1667 г. Суринам захватили голландские войска, и он стал колонией Нидерландов. Новые власти сохранили за еврейским населением все права, которыми оно пользовалось при англичанах; согласно указу губернатора, изданному в мае 1667 г. и подтвержденному в апреле 1668 г. парламентом провинции Зеландия (ей формально принадлежал Суринам), все суринамские евреи рассматривались как уроженцы Нидерландов. Несмотря на это, часть евреев покинула колонию вместе с британскими войсками, которые вновь ненадолго заняли ее осенью 1667 г. Еще десять еврейских семей уехали из Суринама в 1677 г., воспользовавшись правом, предоставленным им по Вестминстерскому договору между Великобританией и Нидерландами от 1674 г. Евреи, покинувшие Суринам, переселились в британские колонии в регионе Карибского моря, прежде всего на Ямайку. В 1682 г. Суринам перешел во владение Нидерландской Вест-Индской компании; назначенный ею губернатор (который был также совладельцем Суринама) в 1684 г. запретил евреям работать по воскресеньям и заключать браки в соответствии с традицией. Однако совет директоров Вест-Индской компании двумя постановлениями, принятыми в 1685 г. и 1686 г., отменил эти запреты и подтвердил, что все прежние законы о евреях остаются в силе.

В последней четверти 17 в. численность еврейского населения Суринама постепенно возрастала, прежде всего за счет притока эмигрантов из Нидерландов, а также из юго-западных районов Германии и Северной Франции (см. Эльзас). Быстро улучшалось экономическое положение общины, большинство членов которой составили плантаторы и крупные торговцы. К 1694 г. в колонии насчитывалось 94 семьи сефардов и 12 семей ашкеназов — всего примерно 570 евреев; большая часть из них говорила в быту на португальском языке. Евреям принадлежало свыше 40 плантаций, на которых работало около девяти тысяч рабов. В 1672 г. на участке земли в области Торрика, отведенном евреям администрацией колонии в соответствии с привилегией 1665 г., образовалось еврейское поселение, в котором начала работать синагога и было открыто еврейское кладбище. В 1682 г. жители этого поселения перебрались на земли, купленные для них одним из представителей семьи Наси в 15 км к югу от Парамарибо (административного центра колонии), в районе, где было много плантаций, принадлежавших евреям. Вскоре здесь возник крупный (по масштабам Суринама) населенный пункт Йоден-Саванне, где жили почти исключительно евреи. В 1685 г. в Йоден-Саванне была сооружена большая синагога; при ней стал действовать бет-дин. Евреи Суринама поддерживали тесные духовные контакты с общиной Амстердама.

В 1-й половине 18 в. евреи играли важную роль в хозяйственной жизни Суринама: в 1730 г. им принадлежали 115 из 400 плантаций колонии. Во внутренних областях Суринама, на границе неосвоенных территорий, влияние евреев — крупных землевладельцев было чрезвычайно велико. Они формировали собственные вооруженные отряды, отражавшие набеги групп беглых рабов (так называемых лесных негров, или марунов) на плантации и предпринимавшие против этих групп карательные экспедиции. Во 2-й половине 18 в. число евреев-плантаторов стало быстро уменьшаться: к 1791 г. им принадлежало лишь 46 плантаций из 600. Многие евреи стали селиться в Парамарибо; численность еврейского населения этого города к середине 18 в. достигла тысячи человек, к концу 18 в. — 1,5–2 тыс. человек (37,5%—50% всего населения). Евреи, жившие в Парамарибо, занимались главным образом торговлей (в том числе вразнос; см. Коробейничество), среди них были также распространены свободные профессии. В 1734 г. еврейская община Суринама, которая до этого была единой и следовала сефардской литургии, раскололась на сефардскую и ашкеназскую. Третью группу, которая не была оформлена организационно, но фактически существовала обособленно, составили обращенные в иудаизм мулаты — незаконные дети евреев-плантаторов от рабынь-негритянок. При сефардской и ашкеназских общинах действовали благотворительные общества; в 1785 г. в Парамарибо возникла Еврейская литературная ассоциация, среди создателей которой был потомок Д. Наси — Давид де Исаак Кохен Наси, один из руководителей («регентов») сефардской общины. Под эгидой ассоциации работало культурно-просветительное учреждение («лицей»), где читались курсы лекций на различные темы.

В 19 в. – начале 20 в. в результате запрещения работорговли (1819), отмены рабства (1863) и падения мировых цен на сахар экономическое положение Суринама постепенно ухудшалось. Евреи начали покидать колонию; среди тех, кто уезжал из Суринама, первоначально преобладали сефарды, так что к 1836 г. ашкеназская община впервые превысила по численности сефардскую. Голландский язык вытеснил португальский в качестве разговорного языка евреев Суринама. К началу 20 в. в колонии оставалось примерно 1500 евреев, к 1923 г. — 818. В 1930-х гг. территориалистская (см. Территориализм) Лига свободной земли, основанная И. Н. Штейнбергом, выдвинула проект создания в Суринаме еврейских колоний, однако он не был реализован. В годы Второй мировой войны в Суринам из Нидерландов и некоторых других европейских стран, оккупированных гитлеровской Германией, прибыли еврейские беженцы, однако впоследствии все они покинули колонию. В начале 1970-х гг. в Суринаме жили примерно 500 евреев. Функционировали две синагоги — сефардская и ашкеназская; богослужения проводились в них попеременно. В первой половине 1990-х гг. численность еврейского населения Суринама (с ноября 1975 г. — независимая республика) составляла, по приблизительной оценке, примерно 200 человек.

Дипломатические отношения между Государством Израиль и Республикой Суринам были установлены вскоре после ее провозглашения. Интересы Израиля в Суринаме представляет посол в Венесуэле.

В 2003 г. численность еврейского населения Суринама, по оценочным данным израильских демографов, составляла около 200 человек. В середине 2000-х гг. в Суринаме функционировали две еврейские общины: ашкеназская — Неве-Шалом и сефардская — Цедек ве-Шалом. В начале 2000-х гг. из-за финансовых трудностей, вызванных, в первую очередь, переездом нескольких состоятельных еврейских семей из Суринама в Нидерланды, США и Израиль, община была вынуждена сдать здание синагоги Цедек ве-Шалом. Все ритуальные предметы были переданы в Бет ха-тфуцот. В оставшейся конгрегации Неве-Шалом в 2004 г. насчитывалось 125 человек. В конце 1990-х гг. конгрегация окончательно перешла на позиции либерального иудаизма (см. Реформизм в иудаизме). С этого времени в конгрегацию могут входить и члены смешанных семей — неевреи. Конгрегацию возглавляет Лилли Дуюм.

Смотрите также

Сорокер Яков

Союз учителей Израиля

СС и СД

Старкова Клавдия

суббота