Сусанна и старцы

СУСА́ННА И СТА́РЦЫ, в некоторых рукописях — Суд Даниила, небольшой, в 64 стиха, апокриф (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы). Впервые встречается в греческих версиях: в одном из кодексов Септуагинты и в редакции Теодотиона; помещается обычно в конце книги Даниэль, реже — в ее начале. Апокриф повествует о Сусанне (на иврите Шошанна, буквально «лилия», ср. Песнь 2:1), красивой и благочестивой жене вавилонского еврея Иоакима (на иврите Иехояким). Двое старцев, скорее старейшин (судей бет-дина), тщетно домогаются ее благосклонности и в отместку за отказ обвиняют ее в измене мужу. Суд приговаривает ее к смерти. Однако Даниэль, тогда еще юноша, находит противоречия в показаниях старцев. Сусанну оправдывают, а лжесвидетелей казнят «по закону Моисея» (ср. Втор. 19:18–21). Таким образом, в этом апокрифе можно видеть зачатки детективного жанра.

Полагают, что апокриф был создан во 2 в. или в 1 в. до н. э. По вопросу о языке оригинала (иврит, арамейский или греческий) мнения ученых расходятся. Новые версии на иврите (иногда обработки) появились в средние века и были популярны среди евреев.

Изображения на мотивы апокрифа появляются в римских и галльских катакомбах и на саркофагах (2–4 вв.), на хрустальном блюде 9 в. (Франкское государство). Известно множество основанных на апокрифе драматических произведений на английском (с 14 в.), французском (с 15 в.), немецком (1532 г., автор — Сикстус Брик; латинская версия — 1538 г.); на славянских языках — пьеса «Сусана чи́ста» черногорца М. Ветрановича (16 в.) и поэма поляка Яна Кохановского «Зузанна» (по-видимому, 1562 г.) и другие. Тема апокрифа во все времена вдохновляла таких художников, как Веронезе, Тинторетто, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, а также композиторов (например, оратория «Сусанна» Г. Ф. Генделя, опера «Святая Сусанна» П. Хиндемита).

Смотрите также

Сад Эдемский

сионисты-социалисты

Сокольников Григорий

софрим

Сэмюэл Морис