Талберг Ирвинг
ТА́ЛБЕРГ Ирвинг Грант (Thalberg, Irving Grant; 1899, Нью-Йорк, – 1936, Лос-Анджелес), американский продюсер, руководитель производства кинофирмы Метро-Голдвин-Майер.
С детства Талберг страдал тяжелым заболеванием сердца; врачи опасались, что он долго не проживет. Из-за болезни Талберг редко посещал школу, но среднее образование получил. В 1918 г. поступил на работу в кинокомпанию Юниверсал и вскоре стал личным секретарем основателя компании, киномагната К. Лемле (1867–1939). В возрасте 24 лет Талберг стал генеральным директором компании, организовав производство фильма «Горбун собора Парижской богоматери» (1923). Спустя год он стал главным помощником продюсера и организатора производства Л. Майера, вице-президента компании Метро-Голдвин-Майер, образовавшейся в 1924 г. в результате слияния двух ранее независимых фирм. Вскоре после слияния Талберг стал руководителем производства новой компании. Карьера Талберга в Голливуде была головокружительной, его называли «Наполеоном кино». Став незаменимым помощником Л. Майера, Талберг получил возможность лично руководить постановкой фильмов: организовывал предварительный просмотр отснятого фильма неспециалистами для проверки возможной реакции зрителей; активно вмешивался в производство фильмов, нередко менял актеров, режиссеров и сценаристов.
Под руководством Талберга выпущено много фильмов, вошедших в историю мирового кино: «Большой парад» (1925; режиссер К. Видор), «Бен Гур» (1926, режиссер Ф. Нибло), «Плоть и дьявол» (1927, режиссер К. Браун), «Анна Кристи» (1930, режиссер К. Браун).
Талберг был руководителем Метро-Голдвин-Майер во время перехода от немого кино к звуковому. Мюзикл «Бродвейская мелодия» (1929) принес компании небывалые доходы. Талберг руководил производством нескольких наиболее известных фильмов этого времени: «Гранд-отель» (1932), «Мятеж на Баунти» (1935), «Ромео и Джульетта» (1936), нескольких комедий братьев Маркс, и других. Фильмы, поставленные под руководством Талберга, принесли славу таким актерам, как Дж. Гилберт, Грета Гарбо, К. Гейбл, Джоан Кроуфорд и Норма Ширер (1900–83), которая в 1927 г. стала женой Талберга (она приняла иудаизм, однако в 1942 г. вернулась к христианству).
Художественные притязания Талберга и его попытки изменить жесткую стандартизацию производства фильмов привели его к конфликту с Л. Майером. После перенесенного в 1932 г. тяжелого сердечного приступа Талберг некоторое время провел в Европе. Последний фильм, продюсером которого он был — «Добрая земля» (1937), — вышел на экран уже после его смерти (умер от воспаления легких).
В память Талберга Американская академия кинематографических искусств и наук (Американская киноакадемия) учредила ежегодную премию имени Ирвинга Талберга. Талберг послужил прототипом кинопромышленника Стара, главного героя романа Ф. С. Фицджеральда «Последний магнат».