таллит

ТАЛЛИ́Т (טַלִּית; на идиш талес), еврейское молитвенное облачение, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало. Как правило, таллит делается из шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой ткани белого цвета (особо религиозные евреи предпочитают полуотбеленную грубую шерстяную ткань) с несколькими вытканными голубыми, синими, черно-синими или черными полосами; по четырем углам таллита к специальным отверстиям привязываются кисти — цицит. Часто посредине одной из продольных сторон пришивается прямоугольный кусок материи, отличающий верхнюю и наружную сторону таллита от нижней и внутренней; этот кусок ткани, который иногда прошивается серебряными нитями, называется атара (венец, корона) и при облачении в таллит служит своего рода воротником. На некоторых атарот вышиваются бенедикции, которые следует произносить перед облачением в таллит (иногда бенедикции вышиваются не только на атарот). Часто таллит (особенно шелковый) украшается вышивками, и обычно вдоль его узких (боковых) сторон пришивается длинная бахрома. Минимальная величина таллита — размер, достаточный для того, чтобы покрыть ребенка, уже научившегося ходить (Ш. Ар., ОХ. 16:1).

Таллит надевают мужчины во время молитвы Шахарит ежедневно за исключением Ава девятого (в этот день в таллит облачаются только во время молитвы Минха) и Иом-Киппура (когда таллит надевают для всех молитв от Кол нидре и далее). В некоторых местах хаззан надевает таллит и во время молитв Минха и Ма‘арив. Сначала таллит накидывают таким образом, чтобы покрыть им также и голову, а все его четыре угла перебрасывают через левое плечо (движением, называемым «исмаиловым окутыванием» — атифат ишме‘элим), после чего таллит опускают на плечи, так что его углы свободно свисают по бокам. Особо религиозные евреи, а также кохены (см. Кохен) во время биркат-коханим молятся, покрыв таллитом голову. В будние дни, когда следует накладывать тфиллин, таллит надевают раньше тфиллин. Среди глубоко верующих евреев существует обычай накидывать таллит и налагать тфиллин дома и в таком облачении идти в синагогу. Во время утренней молитвы принято прижимать кисти таллита к глазам и трижды целовать их во время произнесения последнего раздела молитвы Шма, где говорится о предписании относительно цицит (Ш. Ар., ОХ. 24:4).

В разных общинах обычаи, связанные с таллитом, отличаются друг от друга. Так, у ашкеназов дети, еще не достигшие возраста бар-мицвы, облачаются в маленький, детский таллит, а неженатые мужчины молятся без таллита. В большинстве сефардских (см. Сефарды) и восточных общин и неженатые надевают таллит. В некоторых общинах во время брачной церемонии жених облачается в таллит. Мужчину принято хоронить в его таллите, с которого сняты или срезаны цицит. В реформистской синагоге (см. Реформизм в иудаизме) таллит, имеющий форму узкого шарфа, надеваемого на шею, — часть литургического облачения раввина и хаззана; таллит надевает также вызванный к чтению Торы; для остальных участников литургии таллит не обязателен.

Облачение в таллит рассматривается как облачение в святость предписаний Торы и символическое подчинение воле Бога. Флаг Государства Израиль использует традиционные цвета и полосы таллита.

В древности таллит — накидка, плащ — представлял собой прямоугольное покрывало, служившее частью повседневной одежды; к его углам прикреплялись кисти согласно библейскому предписанию о цицит. Такой плащ делался обычно из шерсти или льна. Более дорогой вид таллита напоминал римский паллиум, который носили богатые люди и законоучители (см. Талмид-хахам). Ко времени средневековья таллит как часть повседневной одежды постепенно вышел из употребления и сохранился только как ритуальное облачение.

См. также Таллит-катан, Цицит.

Смотрите также

Тал Мирьям

Техоми Аврахам

Толедо

Тригано Шмуэль

трумот у-ма‘асрот