Таль Сиди
ТАЛЬ Сиди Львовна (настоящее имя Сореле Биркенталь; 1912, Черновицы, Австро-Венгрия, ныне Украина, – 1983, там же), еврейская актриса, певица. Родилась в небогатой семье пекаря. Артистические способности Таль проявились с детства: она пела, танцевала, исполняла комические сценки. С 13 лет училась швейному ремеслу. В 1926 г. Таль была принята в еврейскую труппу Сары Канер (1882–1959) на амплуа инженю. Через два года переехала в Бухарест, где поступила в труппу театра «Рокси», играла на сцене знаменитого зала «Помул верде» (см. Театр. История еврейского театра), затем в еврейском театре города Яссы. Талант Таль как комической актрисы был замечен многими импресарио и режиссерами еврейских трупп в Румынии. До 1936 г. она играла в опереттах, исполняя роли субреток.
Решающее значение в артистической карьере Сиди Таль имела встреча с режиссером и поэтом Я. Штернбергом, создавшим в середине 1930-х гг. в Румынии еврейский театр эстрады и оперетты; Таль сыграла в театре Штернберга ряд главных ролей: уличная женщина Розита в пьесе Л. Малаха (1894–1936) «Желтая тень» (1935); Эстерке и Элька в «Сокровище» (по Шалом Алейхему), «еврейская Кармен» в спектакле по пьесе Штернберга «Театр в огне» (отклик на события гражданской войны в Испании, 1937), несколько ролей в пьесе И. Зингера «Иоше Калб» и многие другие. Из-за растущей волны фашизма и антисемитизма в Румынии в 1937–39 гг., едва не пострадав при взрыве бомбы в театре города Тимишоара во время выступления летом 1938 г., Таль покинула страну и вернулась в Черновцы, присоединенные к тому времени к Советской Украине. В 1940 г. перебралась в Кишинёв, где был создан Молдавский государственный еврейский театр, в котором Таль участвовала во многих постановках, с успехом исполнила роль Зямки Копача (в одноименной пьесе М. Даниэля); в эстрадном представлении — роль Чарли Чаплина.
Один из ярчайших образов, созданных Таль в годы работы в Молдавском государственном еврейском театре, — мальчик Мотл в спектакле по повести Шалом Алейхема «Мотл Пейси дем хазнс» (позднее чтение отрывка из этой повести стало коронным эстрадным номером Таль).
В июле 1941 г., в начале нацистской оккупации Бессарабии, Таль эвакуировалась в Ташкент, где работала на Узбекской киностудии, озвучивая кинофильмы, затем в составе театральной бригады дала более тысячи концертов. Таль выступала как исполнительница песен народов Советского Союза: грузинских, узбекских и других, в том числе и еврейских народных песен. Летом 1945 г. Таль возвратилась в Черновцы.
С 1946 г. до конца 1970-х гг. Таль как актриса Театра малых форм Черновицкой филармонии выступала во многих еврейских концертных программах с песнями, комическими, драматическими, сатирическими сценами, монологами и скетчами. Актриса много гастролировала по Украине, Литве, России и другим республикам. В эстрадном репертуаре Таль заметное место занимала тема Катастрофы (в частности, драматический монолог А. Нугера /1896–1994/ «Сердце матери» — плач матери о детях, погибших в Бабьем Яре). Современная еврейская жизнь в Советском Союзе была отражена в ее программах «В добрый час», «Врагам назло» и ревю «Красные апельсины» (по пьесам М. Сакциера). Артистический талант Таль высоко ценили такие видные мастера сцены, как Ш. Михоэлс, А. Райкин, Л. Утёсов. Многие песни и стихи, исполненные Таль на идиш, были записаны на пластинку. Жизни и творчеству Таль посвящена книга «Сиди Таль в воспоминаниях современников» (рус. яз.; составитель Д. Гутман, М., 1993).