Тарнув

ТА́РНУВ, город на юге Польши, в Галиции. Первое упоминание о евреях в Тарнуве относится к 1455 г. Во второй половине 15 в. – первой половине 16 в. город неоднократно посещали еврейские торговцы, а некоторые из них, возможно, проживали в нем постоянно. Во второй половине 16 в. – начале 17 в. число евреев в Тарнуве заметно увеличилось; феодальные владетели города, князья Сангушко и Замойские, предоставили им ряд привилегий. Согласно первой из них, датируемой 1581 г., евреи были выведены из-под юрисдикции муниципальных властей и начали платить налоги непосредственно магнату, получили право вести в городе торговлю, в частности изготавливать и продавать спиртные напитки, владеть домами и магазинами, приобрести близ Тарнува участок под кладбище, которое вместе с построенной в 1582 г. синагогой (разрушена перед Первой мировой войной; ее руины сохранялись еще в 1960-х гг.) было передано под охрану муниципалитета. Предоставленные евреям привилегии вызвали недовольство христианского населения Тарнува; городские власти, выражавшие его настроения, вели в первой половине 17 в. упорную борьбу за распространение своей юрисдикции на еврейскую общину. При попустительстве со стороны магнатов они ввели в 1640 г. и в последующие годы ряд антиеврейских ограничений, в частности, на приобретение земельных участков.

В 1655 г. Тарнув разграбили шведские войска, а в 1663 г. значительная часть города была уничтожена пожаром; в результате численность его еврейского населения уменьшилась, экономическое положение общины ухудшилось. В мае 1670 г. ее руководители достигли с муниципалитетом соглашения, по которому последний предоставил всем евреям, оставшимся в Тарнуве, право постоянно проживать здесь и пользоваться водой из общественных колодцев. Тарнувское еврейство, со своей стороны, обязалось вносить 25–30% податей, которые платили горожане, ничего не покупать за пределами Тарнува (этот запрет распространялся и на христиан), а также не принимать в общину выходцев из других мест, за исключением священнослужителей (о приглашении последних следовало заранее извещать муниципалитет). Были урегулированы отношения между христианскими цехами и еврейскими ремесленниками. В том же году владетель Тарнува подтвердил все прежние привилегии евреев; это подтверждение возобновлялось в 1676 г. и 1684 г.

В 18 в. еврейское население города неоднократно страдало от пожаров; во время первого из них, в 1711 г., полностью сгорела еврейская улица (23 здания), после чего община была на четыре года освобождена от подушной подати, а владетель Тарнува разрешил евреям селиться и строить дома за пределами участка, отведенного ранее для их проживания. Во второй четверти 18 в. усилилась конкуренция между еврейскими и христианскими ремесленниками; в 1740 г. первые учредили собственные цехи, с которыми христианам пришлось позднее заключить соглашение о распределении налогового бремени.

Согласно переписи, в 1765 г. численность еврейского населения Тарнува составляла 900 человек; под юрисдикцией общины находились также 1425 евреев из окрестных деревень. В 1772 г., в результате первого раздела Польши, город перешел под власть Австрии, и на него было распространено австрийское законодательство о евреях. В 1788 г. один из родоначальников Хаскалы Н. Х. Хомберг (1749–1841) организовал в Тарнуве еврейское училище (существовало до 1806 г.), где препода­вались светские предметы, а обучение велось на немецком языке.

В конце 18 в. – начале 20 в. еврейское население города быстро увеличивалось: в 1772 г. его численность составила около 1200 человек (34% всего населения), в 1846 г. — 7914, в 1880 г. — 11 349 (46,1%), в 1890 г. — 11 677 (42,4%), в 1900 г. — 12 586 (39,7%), в 1910 г. — 15 108 (41,2%). С конца 18 в. среди евреев Тарнува преобладали хасиды (см. Хасидизм). В 1833 г. община обратилась к губернатору Галиции с просьбой санкционировать расширение еврейской улицы и поселение евреев на рыночной площади; муниципалитет решительно выступил против этого проекта, рекомендовав создать «настоящий еврейский город» за пределами Тарнува и переселить в это гетто всех евреев. Поскольку власти не приняли никакого решения, евреи начали селиться за пределами отведенного им квартала, несмотря на противодействие со стороны христиан. В 1829 г. и 1844 г. на общину был возведен кровавый навет. Хотя евреи Тарнува большей частью вели строго традиционный образ жизни, в 19 в. здесь начало ощущаться влияние Хаскалы; к числу видных ее представителей принадлежал литератор М. Д. Брандштедтер, писавший на иврите. В 1891 г. в Тарнуве возникло палестинофильское общество Ахават Цион, члены которого в 1898 г. создали в Эрец-Исраэль поселение Маханаим, с конца 1890-х гг. действовала влиятельная сионистская (см. Сионизм) организация (во главе ее до 1914 г. стоял А. Зальц).

В начале 20 в. в Тарнуве было шесть синагог, еврейское училище, которое было открыто в 1890-х гг. на средства фонда М. де Гирша и просуществовало до 1914 г., еврейская больница, основанная в 1842 г. Евреи преобладали в торговле, а также в быстро развивавшейся в этот период легкой промышленности (главным образом производстве тканей и головных уборов), где они выступали и в качестве предпринимателей, и в качестве наемных работников (в отрасли было занято около 300 еврейских рабочих). В начале 1910-х гг. должность помощника бургомистра Тарнува занимал еврей.

С 1919 г. Тарнув — вновь в составе Польши. В 1921 г. в городе жили 15 608 евреев (44,2% всего населения), в 1931 г. — 19 330, к началу Второй мировой войны — свыше двадцати пяти тысяч. К 1921 г. число принадлежавших им промышленных предприятий и мастерских, где производились преимущественно головные уборы и одежда, достигло 593; на 320 из них использовались наемные работники, среди которых было 830 евреев (555 мужчин, 227 женщин, 48 подростков). В 1920-х гг. дискриминационная экономическая политика польской администрации привела к разорению многих еврейских предпринимателей Тарнува, что пагубным образом повлияло на бюджет местной общины: к концу десятилетия ее расходы (главным образом на помощь неимущим) значительно превысили доходы. Польские власти воспользовались этим для вмешательства во внутренние дела общины: ее выборное руководство было смещено и заменено (более чем на шесть лет) особыми уполномоченными (комиссарами). Среди многочисленных еврейских партий, организаций и движений, действовавших в Тарнуве в межвоенный период, наибольшим влиянием пользовались (особенно в 1930-х гг.) сионисты.

8 сентября 1939 г. в Тарнув вступили германские войска; нацисты и их пособники начали преследовать евреев. В мае 1940 г. видных представителей общины, в том числе директора еврейской школы, депортировали в Освенцим; они были в числе первых евреев, погибших в этом лагере смерти. В марте 1941 г. германские власти создали в Тарнуве гетто, куда в начале июня 1942 г. свезли всех евреев из окрестных местечек и деревень. 11–13 июня 1942 г. около двенадцати тысяч человек были депортированы из Тарнува в лагерь смерти Белжец, 10 сентября — восемь тысяч, 15 ноября — три тысячи. После первой массовой депортации гетто Тарнува разделили на две части: в первой («гетто А») разместили тех, кто мог работать, во второй («гетто В») — всех остальных. Зимой 1942–43 гг. многие обитатели «гетто В» умерли от голода. 2 сентября 1943 г. последовала депортация пяти тысяч евреев из обоих гетто в Освенцим, трех тысяч — в концлагерь Плашув. Около 500 человек нацисты расстреляли в самом Тарнуве, около 700 – по дороге в концлагерь Шебня. В Тарнуве остался небольшой рабочий лагерь (около 300 евреев), однако в декабре 1943 г. всех, кто находился в нем, отправили в Плашув. Почти все евреи, депортированные из Тарнува в Белжец, Освенцим и Плашув, погибли. После окончания войны около 700 евреев пытались обосноваться в городе, но, враждебно встреченные польским населением, вскоре большей частью покинули его. В 1965 г. в Тарнуве проживали 35 евреев. В Израиле, США, Франции и Канаде действуют объединения выходцев из Тарнува. В 1968 г. вышел в свет (на идиш и иврите) двухтомный сборник «Тарнув: Сефер зиккарон» («Тарнув: Памятная книга»).

Смотрите также

ташлих

Театр. Образ еврея в мировом театре

Тель-Иосеф

Толстой Лев

тшува