Тернополь

ТЕРНО́ПОЛЬ (на польском, идиш — Тарнополь), центр Тернопольской области Украины. Основан как «частновладельческий» город в 1540 г. краковским воеводой Яном Тарновским для обороны южных рубежей Речи Посполитой. В 1548 г. получил магдебургское право. В 1772 г. в результате первого раздела Польши вместе со всей Галицией отошел к Австрии, в 1809–15 гг. находился под властью России, с 1815 г. по 1918 г. — вновь в составе Австрии (Австро-Венгрии), в 1918–19 гг. — столица Западно-Украинской республики; в 1919–39 гг. — центр Тарнопольского воеводства Польши.

Еврейская община возникла в первые годы существования Тернополя, а в 1550 г. она получила привилегии, по которым евреям дозволялось селиться во всех частях города, кроме рыночной площади. В 1623 г. Тернополь сильно пострадал от пожара, после которого евреям было разрешено отстроить свои дома и синагогу. Новая синагога крепостного типа была освящена в 1640-х гг. В 17 в. на еврейское население была возложена обязанность оборонять (под руководством особого «гетмана жидовского») синагогу и часть крепостной стены Тернополя. Во время украинского восстания под руководством Б. Хмельницкого большинство евреев Тернополя бежало из города; оставшиеся были убиты казаками.

Во второй половине 17 в. происходил процесс восстановления общины, и она достигла расцвета в середине 18 в., когда город принадлежал семейству Потоцких. Привилегиями киевского воеводы и гетмана И. Потоцкого в 1740 г. было подтверждено право евреев жить и торговать во всех частях города, производить водку и содержать питейные заведения. Евреям передавалась половина городской скотобойни, а еврейские ремесленники были обязаны записываться в христианские цеха, но были освобождены, при уплате определенной суммы, от участия в религиозных цеховых церемониях. В 1765 г. в Тернополе проживало 1246 евреев. Основу еврейской экономической деятельности составляло ремесло и торговля зерном и скотом. Еврейские купцы были активны на городских ярмарках, которые были центром торговли между германскими княжествами и Подолией. Община Тернополя находилась в юрисдикции органов еврейского самоуправления Червонной Руси (с центром во Львове; см. Ва‘ад четырех земель), и ее представители играли в них видную роль. С 1801 г. тернопольским раввином был раввин Иошуа Хешель бен Ицхак Бабад (1754–1838), его потомки занимали раввинский пост в Тернополе до периода Катастрофы.

С переходом Тернополя во владение Австрии экономическое положение еврейской общины ухудшилось из-за резкого повышения налогов и запрета (в 1791 г.) производить и продавать водку. В 1788 г. Н. Х.  Хомберг (1749–1841) основал в городе еврейскую школу с преподаванием на немецком языке, однако она подверглась нападкам ортодоксов и была закрыта в 1806 г. вместе с шестью другими подобными школами в Галиции.

С начала 19 в., благодаря деятельности И. Перла и Д. (Б.) Гинцбурга (1776–1811), Тернополь стал центром Хаскалы в Галиции. В 1813 г. на собственные средства И. Перл основал школу, в которой, наряду с еврейскими, преподавались светские предметы. Школа сыграла большую роль в распространении идей просвещения в Галиции и в Восточной Европе. Тернополь стал центром притяжения для видных маскилим — в 1820–30-е гг. в городе проживали Н. Крохмаль, М. Сатановер, Ш. Л. Гольдберг (1807–46). Ученики школы Перла Б. Штерн (1798–1853) и З. Димант возглавили еврейские школы в Одессе и в Бродах. В 1812 г. Н. Пинелес создал в Тернополе еврейскую типографию, которая печатала книги просветительского направления. В 1814–16 гг. И. Перл издавал в Тернополе газету на иврите «Цур нееман». В 1832 г. сын И. Перла Михаэль открыл в Тернополе первую в Австрии еврейскую аптеку. При школе Перла была создана синагога «Темпль», со временем приблизившаяся к синагогам реформистского направления (см. Реформизм в иудаизме). Во второй половине 19 в. среди тернопольских маскилим усилилось ассимиляционное течение; некоторые из них приняли участие в польском восстании 1863 г.

Активная деятельность маскилим вызвала противодействие ортодоксальных кругов. Львовский раввин Я. М. Орнштейн (1775–1839) в 1816 г. и жидачевский раввин Ц. Х. Эйхенштейн (?–1836) в 1822 г. объявили херем тернопольским маскилим. Назначенный с помощью Перла тернопольским раввином Ш. И. Л. Рапопорт был вынужден покинуть этот пост после смерти своего покровителя в 1839 г. Однако только в 1858 г. руководство общиной вновь перешло к ортодоксам. Религиозные евреи Тернополя принадлежали к митнагдим и хасидам (см. Хасидизм) разных направлений. В середине 19 в. в Тернополе поселился рабби Я‘аков Копл Ландман из хасидской династии Стрелиска.

Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Тернополя увеличилась: в 1868 г. в городе жило 11 тысяч евреев (52% от общего числа жителей), а в 1880 г. — 13 468. В дальнейшем из-за ухудшения экономического положения и усиления эмиграции в Америку число евреев в Тернополе не увеличивалось. В 1900 г. еврейское население. Тернополя составило 13 493 человека (44% всего населения).

В конце 19 в. в Тернополе начинают активно действовать палестинофилы (см. Ховевей Цион; их первая организация — Бней-Цион — создана в городе в 1893 г.), а затем — сионисты (см. Сионизм). До Первой мировой войны поляки, украинцы и евреи сосуществовали в Тернополе без конфликтов. С 1874 г. евреи занимали половину мест в городском совете. Три улицы в Тернополе носили имена евреев (И. Перла, барона М. Гирша и раввина Иосефа Бабада, раввина Тернополя в 1839–74 гг.).

С начала Первой мировой войны Тернополь был оккупирован русской армией. Экономическое положение евреев резко ухудшилось из-за прекращения традиционных торговых связей и громадного притока еврейских беженцев (в 1915 г. — десять тысяч человек). Летом 1917 г. при отступлении русской армии город подвергся разграблению. После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. Тернополь стал столицей Западно-Украинской республики. В 1918–19 гг. во время вооруженной борьбы между поляками и украинцами в Восточной Галиции евреи Тернополя, как и все другие еврейские общины, провозгласили нейтралитет, однако некоторые евреи вступили в Еврейский курень украинской армии. 15 февраля 1919 г. еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из соседних деревень. В ходе советско-польской войны 1920–21 гг. евреи города пострадали от мародерства воюющих сторон.

После установления польской власти еврейская община не смогла достичь довоенного уровня экономической жизни. В 1920–30-е гг. еврейское производство и торговля сокращались, большинство предприятий составляли мелкие ремесленные мастерские с одним-двумя наемными работниками, росла безработица. В Тернополе действовали организации еврейской взаимопомощи, взаимного кредита, еврейские кооперативы, вступившие к этому времени в острую конкурентную борьбу с украинскими кооператорами. Здесь работали отделения всех еврейских политических партий и молодежных движений (сионисты всех направлений, Бунд, Агуддат Исраэль). Из-за внутренних противоречий влияние совета общины уменьшилось, часто общиной управляли назначенные правительством комиссары. На первом месте среди еврейских школ стояла начальная школа имени И. Перла (примерно 500 учеников). В Тернополе существовали две школы с преподаванием на иврите (системы Тарбут и Мизрахи), талмуд-тора и две частные гимназии. К 1939 г. еврейское население Тернополя составляло около восемнадцати тысяч человек.

17 сентября 1939 г. Тернополь был занят советскими войсками и вошел в состав Украинской ССР. Еврейская политическая жизнь была запрещена, многие зажиточные евреи были репрессированы, а их имущество конфисковано. В это время в Тернополь прибыли несколько тысяч беженцев из западных районов Польши, оккупированных немцами; советские репрессивные меры коснулись и их.

Немецкая армия вступила в Тернополь 2 июля 1941 г. Уже 4 июля украинцы и немцы начали продолжавшийся неделю погром, в котором погибло пять тысяч евреев. В сентябре 1941 г. в Тернополе было основано первое в Восточной Галиции гетто. Тысячи евреев были отправлены в рабочие лагеря (использовались, в частности, на строительстве шоссе Львов — Киев). 25 марта 1942 г. немцы расстреляли тысячу евреев. В конце августа 1942 г. четыре тысячи тернопольских евреев и 30 сентября еще одна тысяча евреев были отправлены в Белжец. Окончательная ликвидация гетто была осуществлена 20 июня 1943 г., а 6 августа был уничтожен и рабочий лагерь в Тернополе.

После освобождения Тернополя в апреле 1944 г. в город вернулись 150 евреев, прятавшихся в округе, и 200 евреев из внутренних районов Советского Союза. В 1946–48 гг. происходили аресты бывших сионистов и членов других «буржуазных» еврейских партий. Памятник жертвам Катастрофы был разрушен в 1950-х гг. В 1970 г. в области жили около пяти тысяч евреев — 0,4% общего населения. Два уцелевших общинных здания — больница и двухэтажный молитвенный дом — использовались не по назначению. В конце 1980-х гг. в Тернополе по официальным данным проживало примерно 500 евреев.

Еврейская жизнь начала восстанавливаться в начале 1990-х гг. в независимой Украине. Организовано Общество еврейской культуры (председатель К. Готлиб), учреждены религиозная община, воскресная школа. Реформистская община вела борьбу за возвращение молитвенного дома, однако городские власти предложили взамен выделить земельный участок для нового строительства. По оценке Еврейского агентства, в городе в это время насчитывалось около двух тысяч евреев и членов их семей.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Таиров Александр

Талион

ташлих

Теоми Одед

Терезиенштадт