Тренто
ТРЕ́НТО, город на севере Италии. Первые упоминания о евреях в Тренто, большей частью выходцах из Германии, относятся к первой половине 14 в. Епископы Тренто, одновременно являвшиеся его феодальными сеньорами, приглашали на службу еврейских коммерсантов, высоко ценя их деловые качества. В начале 15 в., как видно из указа епископа Ульриха III от 1403 г., в городе действовало особое уложение о евреях. Во второй половине 15 в. трентские евреи владели тремя зданиями; община имела синагогу и бет-мидраш.
В начале 1475 г. фанатичный монах-францисканец Бернардино из Фельтре выступил в Тренто с антисемитской проповедью. Поскольку она не возымела ожидаемого действия, Бернардино предсказал, что вскоре все воочию убедятся в преступности евреев. Несколько дней спустя, 23 марта, в Великий четверг католической Пасхи, в городе исчез двухлетний мальчик Симон, сын кожевенника (по другой версии — сапожника). Бернардино из Фельтре и некий Иоганн Швейцер, живший по соседству с еврейским кварталом, заявили, что ребенка следует искать у евреев, однако тщательный обыск, проведенный подеста́́ (городским головой) Тренто по приказу епископа Хиндербаха, не дал никаких результатов. 26 марта несколько евреев обнаружили тело Симона в реке возле дома Шмуэля, одного из членов общины. Они немедленно направились к епископу, но тот отказался их принять. Тем временем подеста явился в дом Шмуэля и произвел обыск; не обнаружив никаких улик против хозяина, он тем не менее приказал арестовать его и евреев, обнаруживших тело, в том числе известного в городе врача Тувию Кона, услугами которого пользовались многие христиане. Медицинское освидетельствование тела показало, что Симон умер насильственной смертью; после того, как об этом стало известно, выкрест Иоганн из Фельтре, отбывавший в то время длительный срок тюремного заключения за кражу, показал, что в Песах евреи используют для ритуальных целей кровь христиан. 28 марта власти заключили под стражу всех евреев Тренто, включая женщин и детей, которые в один голос заявили о своей невиновности и указали на Швейцера и немца-портного по имени Энцелин как на возможных убийц. Швейцер и его жена были арестованы, но, несмотря на то, что они не сумели убедительно доказать свою непричастность к преступлению, вскоре оказались на свободе. Одновременно 17 евреев были подвергнуты непрерывным двухнедельным пыткам; некоторые из них не выдержали и «сознались» в ритуальном убийстве Симона. 21 апреля Зигмунд, герцог Тирольский (Тренто входил в состав его владений), приказал приостановить следствие, однако 5 июня оно возобновилось, и 21–23 июня восемь наиболее зажиточных евреев города были признаны виновными и казнены (шестерых сожгли на костре, двоих, принявших перед смертью христианство, удавили); их имущество было конфисковано в пользу епископа.
3 августа 1475 г. папа римский Сикст IV, опасавшийся, что нарушения законности, допущенные в Тренто, нанесут ущерб престижу католической церкви, распорядился вновь приостановить расследование дела об убийстве Симона и направил в город своего уполномоченного, епископа Дж. деи Синдичи; одновременно он разослал во все итальянские государства энциклику, в которой требовал защитить евреев от ложных обвинений и насилия (10 октября 1475 г.). Обнаружив, что улики против евреев отсутствуют, деи Синдичи потребовал освободить всех арестантов, после чего подвергся нападению толпы и был вынужден бежать из города. Обосновавшись в близлежащем Роверето, он вызвал епископа Хиндербаха и подеста Тренто для дачи объяснений, однако первый отказался явиться и разослал всему католическому духовенству циркулярное письмо, в котором описывал «мученичество» Симона, оправдывал свое участие в расследовании трентского дела и нападал на деи Синдичи. Тем временем евреев продолжали пытать; 2 декабря 1475 г., 13 и 16 января 1476 г. еще пять человек были казнены. Деи Синдичи официально доложил в Рим, что трентсткие евреи невиновны, а Симон был, по всей вероятности, умерщвлен христианами, рассчитывавшими взвалить ответственность на еврейскую общину и таким образом ее уничтожить; что же касается Хиндербаха, то он стремился к тому, чтобы обогатиться путем конфискации в свою пользу имущества казненных. В докладе опровергались сообщения о том, что на могиле Симона якобы совершаются чудеса.
Сикст IV назначил для нового расследования дела комиссию в составе шести кардиналов, которая пришла к выводу, что в убийстве Симона виновны евреи; это заключение было предопределено как личной пристрастностью руководителя комиссии (близкого друга Бернардино из Фельтре), так и ее стремлением избежать огласки неблаговидных действий католического епископа. Подтвердив (в булле «Фацит нос пиетас» от 20 июня 1478 г.), что суд над евреями Тренто был справедливым, Сикст IV отказался, тем не менее, канонизировать Симона; лишь во второй половине 16 в. папа Григорий XIII причислил к лику святых Бернардино из Фельтре (как пророка) и Симона Трентского (как мученика). Все евреи, остававшиеся в живых, были в 1476 г. изгнаны из Тренто, а их имущество конфисковано. Трентский кровавый навет имел широкий резонанс в Италии и германских землях и вызвал резкую активизацию антисемитской пропаганды.
В 16–18 вв. евреям не разрешалось селиться в Тренто; лишь тот, кто имел особую охранную грамоту, выданную императором Священной Римской империи, мог остановиться здесь на несколько дней. Законом от 1638 г. евреям было запрещено проезжать в окрестностях города иначе как в открытой повозке и со значком на груди (с 1725 г. отличительным знаком стала красная или желтая шляпа). Нарушение этого закона каралось длительным тюремным заключением или крупным штрафом. Согласно легенде, запрет на проживание евреев в Тренто исходил и от раввинов. Тем не менее, в 19 в. здесь обосновались несколько еврейских торговцев, однако община не была восстановлена. В 1965 г. католическая церковь деканонизировала Симона Трентского; за этим последовала формальная отмена раввинского запрета на проживание евреев в Тренто.