Уваров Сергей

УВА́РОВ Сергей Семенович (1786, Москва, – 1855, там же), русский государственный деятель, граф (с 1846 г.), почетный член (с 1811 г.) и президент (1818–55) Российской академии наук. С 1832 г. — товарищ министра, в 1833–49 гг. — министр народного просвещения. Уваров выдвинул лозунг «Православие, самодержавие, народность», который лег в основу политики в области народного образования в период царствования Николая I. Наряду с другими начинаниями (например, реальное образование), Уваров провел школьную реформу для российских евреев, которую он рассматривал как основополагающую часть решения еврейского вопроса в империи.

В 1833 г. Уваров отрицательно отнесся к проекту учреждения прави­тельствен­ных училищ для евреев, представленному в министерство народного просвещения Г. Гезионовским, преподавателем Варшавской раввинской школы. Когда же в 1838 г., во время пребывания Уварова в Риге, еврейская община представила ему ходатайство о разрешении на открытие еврейской школы с преподаванием не только Учения и еврейского языка (иврита), но и светских наук, в том числе русского языка, географии и отечественной истории, а также просила разрешения взимать налог на содержание школы, он неожиданно поддержал этот проект. Вскоре после открытия этой школы (1840) Уваров довел до сведения императора положительные отзывы о ней, а личное знакомство с ее директором М. Лилиенталем побудило Уварова привлечь его в январе 1841 г. к разработке предложенной министерством коренной реформы еврейского школьного образования. Эта перемена во взглядах Уварова произошла, по всей вероятности, под воздействием бесед с М. Лилиенталем и записок-предложений, поступавших в министерство от маскилим И. Б. Левинзона, Н. Розенталя (умер в 1860 г.), Ш. Залкинда (умер в 1868 г.) и др. Когда в декабре 1840 г. Николай I учредил Комитет для определения мер коренного преобразования евреев в России, Уваров был введен в него, и уже в январе 1841 г. были намечены задачи комитета (одобренные императором), первая из которых гласила: «Действовать на нравственное образование нового поколения евреев учреждением училищ в духе, противном нынешнему талмудическому учению». В феврале 1841 г. было утверждено предложенное Уваровым «Положение о еврейских училищах». Уваров убедил Николая I и правительство, что одними насильственными мерами невозможно уничтожить «фанатизм евреев». В своей докладной записке царю Уваров отмечал, что многие правительства, пытавшиеся на протяжении столетий решить еврейский вопрос путем преследований и принуждений, в конце концов отказывались от этих методов и строили свою власть над евреями на разумных началах. Евреев, по мнению Уварова, следует «реформировать» (то есть освободить от влияния Талмуда) и, внеся просвещение в их среду, сблизить с коренным населением. Для достижения этой цели он предлагал создать в черте оседлости сеть правительственных школ разных уровней, а для их содержания взимать с евреев специальный налог.

Для осуществления реформы Уваров вначале планировал (по предложению Лилиенталя) пригласить из-за границы 200 учителей. Он также обратился к известным западноевропейским деятелям еврейского просвещения (И. М. Йосту, Л. Филиппсону /см. Филиппсон, семья/, А. Гейгеру, И. Н. Манхеймеру /1793–1865/, Ш. Д. Луццатто и др.), благосклонно относившимся к реформам в иудаизме, с просьбой принять участие в намечавшемся проекте. В то же время в марте 1841 г. Уваров направил в министерство внутренних дел донос на главу хасидов Хабада М. М. Шнеерсона, «который... старается всеми силами противодейство­вать благодетельным видам на евреев наших». По его просьбе шеф корпуса жандармов А. Бенкендорф установил надзор за любавичским цаддиком (прекращен в марте 1847 г.). В 1843 г. по инициативе Уварова в Петербурге была созвана так называемая Раввинская комиссия для образования евреев, в которую наряду с раввином М. М. Шнеерсоном и раввином И. Воложинером (см. Х. Воложинер) были включены общественный деятель, банкир из Бердичева И. Гальперн и директор Одесского еврейского училища Б. Штерн (1798–1853), а также М. Лилиенталь, в качестве депутата от министерства просвещения, и чиновники (председатель, докладчик и делопроизводитель). Уваров пытался завоевать симпатии М. Монтефиоре и И. А. Кремье, которых он пригласил посетить данную комиссию и высказать свои соображения и предложения.

Несмотря на сопротивление ортодоксальных членов комиссии, после внесения незначительных изменений в проект устава казённых еврейских училищ и введения особого свечного сбора (см. Коробочный сбор) на их содержание, он был утвержден в 1844 г. Уваров, в свою очередь, отказался от полного запрещения изучения Талмуда во вверенных его министерству еврейских училищах, чтобы не вызвать возмущения среди евреев и не оттолкнуть их от школьной реформы. Когда в 1846 г. М. Монтефиоре посетил Россию, Уваров пытался доказать ему полезность для евреев проводимых им мероприятий и сетовал на религиозный фанатизм и невежество российских евреев. Уваров благосклонно относился к зарождавшейся новой литературе на языке иврит (см. Иврит новая литература) и к изучению языка Библии (который противопоставлял «жаргону», то есть языку идиш) и самоуверенно заявлял Монтефиоре: «Я сам вынужден был заставлять евреев приняться за изучение их собственного языка». Русские маскилим, особенно вначале, пока не выяснились миссионерские намерения правительства, приветствовали программу Уварова и способствовали (например, Л. Мандельштам) ее осуществлению.

Смотрите также

убийство

Узбекистан

университет Открытый

Уолд Джордж

Урицкий Моисей