Уззия

УЗЗИЯ́ (עֻזִּיָּה, также עֻזִּיָּהוּ, Уззияху, עֲזַרְיָה, Азария, и עֲזַרְיָהוּ, Азарьяху), царь Иудеи (в 785–769 гг. до н. э. — формально соправитель, в 769–734 гг. до н. э. — царь). Когда его отец Амация (797–769 гг. до н. э.) был убит заговорщиками в Лахише (II Ц. 14:19–22; 15:1–7; II Хр. 26), «весь народ Иудеи» выбрал 16-летнего Уззию своим царем.

Согласно II Хр. 26:16–21, Уззия был поражен проказой за то, что вступил в Храм и попытался возжечь благовония на алтаре Бога Израиля вопреки предостережениям священников (см. Кохен), что принесение жертв — прерогатива священнослужителей. Иосиф Флавий (Древ. 9:223) приводит предание о болезни Уззии более подробно. В один из праздников царь обрядился в жреческие одежды и, несмотря на возражения священников, собирался осуществить обряд жертвоприношения на золотом алтаре. Когда он готовился к этому, произошло землетрясение, потолок Храма треснул и луч солнца обжег лицо царя, поразив его проказой. Попытка принести жертву на храмовом алтаре, землетрясение в Иерусалиме (известное также из других источников) и болезнь царя, — по-видимому, исторические факты. Надпись на арамейском языке, обнаруженная на Масличной горе на надгробии эпохи Второго храма, гласит (перевод на русский с английского перевода, выполненного У. Олбрайтом): «Сюда были перенесены кости Уззии, царя Иудеи, — не открывать!» Из этого следует, что останки Уззии были перенесены из его первой могилы вопреки галахической традиции (см. Галаха), запрещавшей переносить могилы дома Давида. Поэтому исследователи заключают, что Уззия был похоронен не в склепах дома Давида, а «на погребальном поле, которое принадлежало царям, ибо они сказали, что он — прокаженный» (II Хр. 26:23). Поскольку в Библии неоднократно сообщается, что, подобно Уззии, цари Иудеи и Израиля осуществляли храмовый ритуал (I Сам. 13:9–10; II Сам. 6:14, 8:18; I Ц. 3:15 и др.), попытка священников помешать Уззии возжечь благовония на храмовом алтаре истолковывается исследователями как проявление борьбы между монархией и жречеством за прерогативу осуществлять храмовый ритуал.

В Библии правление Уззии представляется одним из периодов расцвета Иудейского царства. Уззия был энергичным и последовательным правителем, достигшим успехов как во внутренней, так и во внешней политике. Царь продолжал политику отца, стремясь расширить и укрепить господство Иудеи над южными районами Эрец-Исраэль вплоть до Эйлатского залива. Уззия восстановил власть над Эйлатом (II Ц. 14:23) и построил цепь укреплений в Араве и Негеве для охраны путей из Иерусалима в Эйлат и защиты этих территорий скотоводов от посягательств кочевников (II Хр. 26:7). Уззия принимал меры для развития засушливых районов на юге страны. На западе он вел успешные войны с филистимскими городами (см. Филистимляне) — Гатом, Явне и Ашдодом (II Хр. 26:6) — с целью установить контроль над «морским путем» (торговой артерией, связывавшей Египет с Месопотамией). Иудея при Уззии распространила свою власть на аммонитян (см. Аммон). Внешнеполитические успехи Уззии были достигнуты благодаря усилению экономической и военной мощи Иудеи. Уззия укрепил Иерусалим (II Хр. 26:13), реорганизовал армию (II Хр. 26:11–12), увеличил ее численность и оснащенность (II Хр. 26:13). Возможно, что Уззия отвоевал у Израильского царства территории к северу от Иерусалима, потерянные при Амации.

Согласно ассирийским анналам, Тиглатпаласар III нанес поражение Уззии в районе Хамата (Сирия) между 743 г. и 738 г. до н. э. Это поражение знаменует начало упадка мощи Иудеи, окончательно завершившегося с вторжением войск Арам-Даммесека и Самарии и осадой Иерусалима в период царствования внука Уззии, Ахаза (с 743 г. до н. э. — соправитель, в 733–727 гг. до н. э.— царь). См. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

Смотрите также

Удим

узники Сиона

У-нетанне токеф

Уткин Иосиф

Уэйнберг Стивен