урим и туммим

УРИ́М И ТУММИ́М (אוּרִים וְתֻמִּים, урим ве-туммим), упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени правителя вопрошал Бога (Чис. 27:21). Урим и туммим были одним из трех, наряду со сновидениями (I Сам. 28:6) и пророчествами (см. Пророки и пророчество), дозволенных способов предсказания будущего в ранний период истории еврейского народа. Самое позднее упоминание об урим и туммим относится ко времени Давида (однако ср. Хош. 3:4); после этого предсказания от имени Бога делались исключительно пророками. По возвращении из пленения вавилонского, когда использование урим и туммим давно прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Эзра 2:63; Нех. 7:65).

В Библии нет описания ни самих урим и туммим, ни способа их использования. Известно только, что на эфод первосвященника налагался наперсник, в который вкладывали урим и туммим (Исх. 28:15–30; Лев. 8:8). Некоторые исследователи усматривают в Септуагинте в I Сам. 14:41 (текст Библии на иврите отличен от этой греческой версии) пример использования урим и туммим: «И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! Почему не дашь Ты сегодня ответа своим слугам? Если вина на мне, дай урим, а если вина на Твоем народе Израиля, дай туммим». Употребление глаголов хиппил и нилкад применительно к урим и туммим (I Сам. 14:41–42) позволяет заключить, что это был своего рода жребий (возможно, особые камешки или палочки). Этимология слов урим и туммим неясна.

Смотрите также

убой ритуальный

Уганды план

Украина. Евреи Украины в годы Второй мировой войны (1939–45)

У-нетанне токеф

Урим