Фолкспартей

ФО́ЛКСПАРТЕЙ (פֿאָלקספּאַרטײ, `народная партия`, идиш), название ряда еврейских политических партий в России и странах Восточной Европы, основанных на идеологии автономизма; существовали с 1906 г. по 1939 г. Основателем и идеологом Фолкспартей в России был Ш. Дубнов, который сформулировал вместе со своими единомышленниками программу партии. Согласно этой программе, еврейская светская общинная организация, управляющаяся на демократической основе, должна была стать основой еврейского национального существования в условиях автономии. Община должна создавать еврейские школы, язык преподавания в которых будет определяться в зависимости от обстоятельств и желания родителей: иврит, идиш или язык страны проживания, но дух и цели воспитания должны быть еврейскими. Местные общины каждой страны должны объединяться в совет по образцу Ва‘ада четырех земель. В ведении совета будут находиться центральные учреждения: раввинские и учительские семинарии, исследовательские организации и т. п. Программа Дубнова предусматривала также создание всемирного еврейского конгресса, который должен был заниматься проблемами, касающимися мирового еврейства.

В 1911 г. в Фолкспартей вступила группа автономистов-социалистов (см. Социалистическая еврейская рабочая партия). Во главе партии стояли, помимо Ш. Дубнова, М. Крейнин (1866–1939), И. Ефройкин, С. Ан-ский, Я. З. В. Лацкий-Бертольди, Н. Штиф (см. Ба‘ал-Димьён) и И. Чернихов.

После революции в России в феврале 1917 г. партия расширила свое влияние, но не выдержала соревнования с Бундом, сионистами и религиозными ортодоксами. Некоторого успеха Фолкспартей достигла лишь на Украине, где Я. Лацкий-Бертольди в течение недолгого времени в 1918 г. был министром по еврейским делам. Когда советская власть утвердилась на Украине и в Белоруссии, деятельность Фолкспартей здесь прекратилась.

Фолкспартей в Польше (именовавшаяся также Партией фолкистов) была организована во время Первой мировой войны. Учредительный съезд партии состоялся в ноябре 1918 г. Он составил программу, в общем аналогичную программе русской Фолкспартей, но с упором на исключительное использование языка идиш. Социальные требования партии носили радикально-демократический характер; она выступала против классовой борьбы, но поддерживала кооперативное движение; культура и образование, согласно программе, должны были носить светский характер. Во главе Фолкспартей в Польше стояли представители интеллигенции и руководители общин, которые покинули ряды сионистских и рабочих партий: Н. Прилуцкий, Ш. Хиршхорн (1876–1942), Х. Цейтлин, Х. Д. Номберг, Л. Кахан, Ш. Ступницкий и Ц. Шабад (1864–1935). Главными центрами движения были Варшава, Лодзь и Вильно.

На выборах в сейм в 1919 г. фолкисты провели двух депутатов (Прилуцкого и Хиршхорна), но на выборах 1922 г. потерпели неудачу в борьбе с блоком национальных меньшинств (см. Польша), который привлек большинство голосов еврейских избирателей. Прилуцкий, который был избран в сейм единственным представителем Фолкспартей, не присоединился к клубу еврейских депутатов «Коло». В 1926 г. произошел раскол, приведший к отделению виленской секции во главе с Шабадом, которая провозгласила себя независимой («народно-демократической») фракцией. В 1928 г. сторонники Прилуцкого вместе с Агуддат Исраэль и Организацией торговцев объединились со списком, поддерживавшимся правительством, против второго блока национальных меньшинств, возглавлявшегося И. Гринбаумом. Эта политика содействовала дальнейшей утрате популярности Фолкспартей.

В прибалтийских странах партии Фолкспартей продолжали существовать до установления диктаторских режимов и отмены еврейской автономии. С ростом антисемитизма и национализма в конце 1930-х гг. Фолкспартей постепенно распадались. Многие из членов и лидеров Фолкспартей оставили политическую деятельность, некоторые присоединились к сионистам (например, Лацкий-Бертольди), другие — к территориалистам.

Смотрите также

Фабиюс Лоран

Фейнберг Самуил

Флейшер Эзра

фольклор. Визуальный фольклор

Франк Семен