Формштехер Соломон

ФО́РМШТЕХЕР Соломон (Formstecher, Solomon; 1808, Оффенбах, – 1889, там же), немецкий философ и реформистский раввин. Изучал философию, филологию и теологию в университете города Гиссен. С 1842 г. до конца жизни был раввином еврейской общины города Оффенбах. Формштехер принимал активное участие в движении реформизма в иудаизме; издавал журналы «Фрайтагабенд» (1852) и «Израэлитише вохеншрифт» (1861). Принимал участие в раввинских съездах в Брауншвейге, Франкфурте-на-Майне, Бреслау и Касселе.

В своем обширном систематическом труде «Религия духа» (1841) Формштехер попытался дать теоретическое обоснование движений за эмансипацию и реформу иудаизма. Иудаизм представлен им прежде всего как идея, ценность которой обнаруживается в ходе постепенного прогрессивного развития человечества.

Три центральных понятия, на которых строится философская система Формштехера, — откровение, дух и природа. Откровение как источник этического монотеизма иудаизма является, согласно Формштехеру, Божьей вестью, содержание которой — истинная природа добра и зла. Истинным идеалом Формштехер считает не знание о бытии Бога, а понимание Бога как чисто морального существа. Бог Израиля, в отличие от Бога философов, — это не высшее понятие, достигаемое путем философского размышления, но высшее существо, превосходящее духовную и земную природу. Иудаизм как идея — это не философская религия, но выражение истинного, абсолютного откровения. Классическими представителями этой идеи были пророки Израиля (см. Пророки и пророчество), которые понимали истину первоначального откровения благодаря знанию объективного источника абсолютных ценностей, открывшегося им в непосредственном чувстве. Подобно Г. Ф. Гегелю Формштехер понимал под «духом» конкретизацию абсолюта в историческом сознании человечества. Религия вообще, согласно Формштехеру, — это стремление человека к миру ценностей, а религия духа — это стремление к воплощению абсолютного морального идеала, источник которого — Божественное откровение. Хотя исторический иудаизм подвержен влиянию преходящих исторических обстоятельств, он вместе с тем хранит верность стремлению к воплощению морального идеала на Земле.

Это стремление отличает иудаизм от всех других религий, которые в основе своей являются религиями природы, разными видами физического монотеизма. Следуя Ф. В. Шеллингу, Формштехер определял религию природы (язычество) как стремление к универсальной жизни, в которой дух проявляется как «душа мира». Философские пантеистические концепции, так же как и умозрительные метафизические представления — это, следовательно, утонченная форма языческого миропонимания. В своей аргументации Формштехер предвосхитил некоторые антиметафизические течения современной еврейской религиозной философии и теологии, например, идеи Ф. Розенцвейга и М. Бубера.

Исходя из представления о полярной противоположности иудаизма и язычества, Формштехер отвергал идею миссии еврейского народа в человечестве (см. Избранный народ). В мире, где господствует язычество, изоляция иудаизма среди народов является, по мнению Формштехера, прямым результатом его метафизической природы. Тем не менее иудаизм все же выполняет свою миссию среди народов, хотя и не прямо, а через христианство и ислам. Эти исторические религии, в которых смешаны языческие и монотеистические элементы, способствуют преодолению язычества путем воплощения абсолютной моральной ценности Божественного духа. По мнению Формштехера, рост духовности и культуры в новое время указывает на то, что по мере осознания человечеством морального источника всякого бытия будет развиваться универсальный человеческий дух, который сам собой приведет к устранению преград между нациями. Формштехер искренне верил, что эмансипация была социально-политическим проявлением этого внутреннего духовного процесса в истории человечества.

См. также Философия.

Смотрите также

философия

Финкель Эли‘эзер Иехуда

французская литература

фрейдизм

Фридман Филипп