Фрейденберг Ольга

ФРЕ́ЙДЕНБЕРГ Ольга Михайловна (1890, Одесса, – 1955, Ленинград), русский литературовед, филолог-классик, культуролог. Ее отец, Михаил (Моисей) Фрейденберг (1858–1920), — изобретатель, получил много патентов, в том числе на первую в мире автоматическую телефонную станцию, ручные линотипы (см. Книгопечатание, также Кино), редактор-издатель газет и сатирических журналов, публицист (например, под псевдоним Оса опубликовал скетч о продажности бульварной антисемитской прессы — «Находчивый редактор и “еврейский вопрос”», Одесса, 1885). Ее мать Анна — сестра Л. Пастернака.

После окончания гимназии в Петербурге (1909) Фрейденберг из-за процентной нормы не могла поступить на Высшие женские курсы, однако год слушала там лекции. В 1910–14 гг. занималась самообразованием, изучала иностранные языки, путешествовала по Европе. После начала мировой войны Фрейденберг возвратилась в Россию и в ноябре 1914 г. стала сестрой милосердия. В 1917 г. поступила в Петроградский университет на филологический факультет, который окончила по классическому отделению в 1923 г., а в 1924 г. защитила магистерскую диссертацию «Происхождение греческого романа». В 1924–32 гг. — научный сотрудник Института литературы и языка Запада и Востока (Яфетический институт АН). В 1920–30-х гг. сотрудничала с академиком Н. Марром и И. Франк-Каменецким (например, статьи в сборнике «Тристан и Изольда», Л., 1932). В 1932 г. получила должность профессора и организовала первую советскую кафедру классической филологии в Ленинградском институте философии, литературы, искусства (бывший филологический факультет университета, ставший самостоятельным вузом, а в 1936 г. вновь включенный в Ленинградский университет).

В 1935 г. защитила докторскую диссертацию «Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы» (отдельная книга Л., 1936; 2-е издание — М., 1997). Вскоре после выхода в свет книга была изъята из продажи, поводом послужила разгромная рецензия Цецилии Летейзен (1901–84) «Вредная галиматья» (газета «Известия», 28.9.1936), открывшая начало кампании шельмования Фрейденберг («Известия», 14.11.1936), и лишь после ее обращения к И. Сталину и разбора дела в Наркомате просвещения запрет на книгу был снят и готовившаяся расправа приостановлена.

Во время блокады Фрейденберг осталась в Ленинграде и написала «Введение в теорию античного фольклора» (не опубликовано, как и большинство трудов Фрейденберг). После войны продолжала заведовать кафедрой до 1951 г., когда была отправлена на пенсию. Во время кампаний против «космополитов» Фрейденберг подвергалась откровенной травле, что нашло отражение в ее дневнике: «Подвергают моральному линчеванию деятелей культуры, у которых еврейские фамилии... группы студентов роются в трудах профессоров-евреев, подслушивают частные разговоры... Евреям уже не дают образования, их не принимают ни в университет, ни в аспирантуру».

Фрейденберг считала, что, так как античная литература опирается исключительно на фольклорно-мифологическую традицию, методы ее изучения должны учитывать, что мифологическое содержание (то есть мировоззрение архаической эпохи) превращается в литературную форму («К вопросу о происхождении греческой метрики», 1948). Центральная идея ее теории — изначальная идейная содержательность таких литературных феноменов, как сюжет, жанр, фабула и даже метр, традиционно относимых к области формы. Фрейденберг рассматривает, как соотносится зарождение понятий и становление поэтических категорий, широко используя термин «фольклор» для обозначения механизма превращения мифа в повествование. Ее труды посвящены «анализу культурно-исторических напластований, предшествовавших поре сложения литературных памятников античности» /Б. Пастернак/, вопросам античной мифологии в соотношении с фольклором, исследованиям мифа в связи с вопросами семантики и поэтики («Лекции по введению в теорию античного фольклора», 1939–43 гг., не опубликованы; «Образ и понятие», 1945–54 гг., не опубликовано, и др.).

Фрейденберг является одним из создателей так называемой русской мифологической школы, и с ее творчества по сути началась связь этой школы с мировой семиотикой. Ее теоретические построения во многом перекликаются с идеями М. Бахтина (интерпретация природы пародии, теории гротеска и др.) и К. Леви-Строса (отражение одной и той же мифологемы на различных уровнях).

В своем творчестве Фрейденберг специально не касалась еврейской тематики, за исключением опубликованных «Мифа об Иосифе Прекрасном» и этюда «Въезд в Иерусалим на осле». В 1970-е гг. в Советском Союзе появились посмертные публикации некоторых работ Фрейденберг: «Из научного наследия О. М. Фрейденберг» (вступительная статья Ю. Лотмана) в книге «Труды по знаковым системам» (т. 6, Тарту, 1973); «Происхождение греческой лирики» (предисловие Е. Мелетинского и Нины Брагинской) в журнале «Вопросы литературы» (1973, № 11); «Мир и литература древности» (М., 1978).

Литературной сенсацией стал выход книги с исповедальной перепиской Пастернака и Фрейденберг (Б. Пастернак «Переписка с Ольгой Фрейденберг», Н.-Й.—Лондон, 1981), переведенной на многие языки, в том числе на иврит (Иер.—Т.-А., 1994).

Смотрите также

Файнберг, семья

Фалькович Элияху

фарисеи

Фима

Фридман Филипп