хавер

ХАВЕ́Р (חָבֵר, `товарищ`, мн. число חָבֵרִים, хаверим), в период Второго храма — член сообщества (хавура), который придерживался особых установлений в соблюдении законов трумот у-ма‘асрот и законов ритуальной чистоты (см. Чистота и нечистота ритуальные). Обязанности хавера, скорее всего, были установлены во времена Хиллела и Шаммая, поскольку между школами Бет-Хиллел и Бет-Шаммай существовали разногласия относительно деталей этих обязанностей.

Кандидат в хаверы назывался нееман (`доверенный`), он проходил период подготовки и испытания и затем в присутствии трех хаверим заявлял о готовности взять на себя обязанности хавера (Бх. 30б). На первой стадии подготовки кандидату следовало «отделять десятину от того, что он ест, продает и покупает» (Дм. 2:2); на следующей стадии он должен был омывать руки перед едой и перед прикосновением к ритуально чистой пище (Тос., Дм. 2:11); на завершающей стадии он уже выполнял все правила ритуальной чистоты. Таким образом, взяв на себя исполнение всех обязанностей хавера, кандидат проходил испытательный период — 30 дней, согласно Бет-Хиллел, и 12 месяцев, согласно Бет-Шаммай, после чего он становился хавером. Хавером мог стать любой, включая женщин и рабов, причем каждый кандидат (даже если он — ученый) был обязан пройти все вышеуказанные стадии (Тос., Дм. 2:16–17). Превращение в хавера означало отмежевание от всех тех, кто не был хавером, то есть от ам-ха-арец, и потому вступление в сообщество влекло за собой многочисленные проблемы в сфере повседневной жизни и даже в семье, если одни ее члены были хаверами, а другие — нет. Поэтому были разработаны детальные халахот (см. Галаха), регулировавшие отношения хавера с окружающими.

Исследователи уже давно обратили внимание на то, что правила приема в хавуру напоминают правила приема в секту ессеев, как они описаны у Иосифа Флавия (Война II, 137), а Мертвого моря свитки подтвердили, что описываемые там правила ритуальной чистоты и многие детали посвящения весьма сходны с правилами хавуры.

В период амораев хавер стал синонимом ученого: «Хавер — не кто иной, как ученый» (ББ. 75а и др.); в Вавилонии амораев Эрец-Исраэль называли хаверим (Шаб. 111б и др.). В вавилонских академиях (см. Иешива) эпохи гаонов трое ученых, сидевших в первом ряду после семи глав калла месяцев (аллуфим), назывались хаверами. К концу эпохи гаонов титул хавер стал прилагаться к выдающимся ученым вне академий. В академиях Эрец-Исраэль получивший посвящение ученый назывался «хавер Синедриона», а 70 членов академии назывались хавурта каддишта (`священное сообщество`). В 11 в. титул хавер был добавлен к именам даянов, возглавлявших общины Эрец-Исраэль, Сирии и Египта. В арабоязычных странах термин хавер стал синонимом ученого и вообще образованного человека, и в этом значении слово вошло в арабский язык (по-арабски хибр). Во Франции, Италии и Германии молодые ученые назывались бней хавура (`члены товарищества`). В 14 в. в Германии назначение раввином было связано с посвящением в раввинский сан (см. Смиха) и присвоением титула морену (`наш учитель`); титул хавер означал официальное признание исключительной учености и знания Торы. Условия присвоения титула хавер были специально оговорены в такканот различных общин. Обладатели этого титула получали особые привилегии (например, налоговые льготы). В конце 17 в. с упадком иешив в Польше и Литве термин хавер стал обозначать просто уважаемого человека.

Смотрите также

Хар’эвен Шуламит

Хефци-Ва

Хиршберг Иехуда

хлебы предложения

Хурвиц Яир