Хаггай
ХАГГА́Й (חַגַּי, `рожденный в праздник`; в русской традиции Аггей), пророк (см. Пророки и пророчество), деятельность которого приходится на период после возвращения иудеев из пленения вавилонского. Книга Хаггая — десятая в ряду малых пророков. Она состоит из 38 стихов, которые датированы периодом между первым днем месяца элул и 24-м днем месяца кислев (см. также Календарь) второго года правления персидского царя Дария I, то есть 520 г. до н. э. (по мнению ряда исследователей — 521 г.). Указание точного времени пророчества в соответствии с официальным персидским календарем встречается, кроме Хаггая, только у пророка Зхарии. Из слов Хаггая (1:2) следует, что к этому времени он уже пользовался авторитетом, и его пророчества были широко известны. В книге Эзры упоминается важная роль Хаггая в восстановлении Иерусалимского храма, а в Барайте (Иев. 16:1) цитируются слова Хаггая как галахического авторитета (см. Галаха).
Главная тема пророчеств Хаггая — обязанность жителей Иудеи восстановить разрушенный Храм. Персидский царь дал разрешение на это, но работы по восстановлению не ведутся, потому что время для этого якобы еще не настало (по-видимому, не прошли еще 70 лет, на протяжении которых, согласно пророчеству Иеремии /Иер. 25:11–12; 27:4–7; ср. Зх. 1:12/, Храм будет лежать в развалинах). Хаггай обращается к правителю Иудеи Зрубавелу и первосвященнику Иехошуа, а затем к народу с призывом не медлить и приступить к строительству (Хаг. 1:1–3). В ниспосланном пророку видении грядущих времен Бог обещает, что Он «потрясет небо и землю, море и сушу и потрясет все народы», и их богатства стекутся в Храм, и «слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежнего» (Хаг. 2:6–9).
Через три месяца, в 24-й день месяца кислев, был заложен фундамент Храма и Хаггай произнес пророчество о Зрубавеле. Пророк объявил, что Бог вскоре потрясет мир, низвергнет престолы языческих царств и они истребят силы друг друга, и тогда придет время величия Зрубавела: «В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зрубавел... и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Хаг. 2:23).
Это пророчество, очевидно, связано с усилением в тот период сепаратистских тенденций, выразившихся в попытках восстановить местные царские династии в различных областях Персидской империи. Следует также отметить, что проклятие, возвещенное пророком Иеремией (Иер. 22:24–26) иудейскому царю Иехояхину («Если бы Иехояхин... был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя и отдам в руки ищущих души твоей... в руки Навуходоносора... и выброшу тебя и твою мать... в чужую страну... и там умрете»), в пророчестве Хаггая сменяется благословлением Зрубавела, потомка Иехояхина.
Язык пророчеств Хаггая прост, но некоторые фрагменты (1:5–11, 2:6–9, 21–25) отличаются образной насыщенностью; он использует библейские выражения (ср. Хаг. 2:5 с Исх. 25:8; Хаг. 2:12 с Лев. 6:20 и другими). Хаггай переосмысливает пророчество Иеремии (см. выше); в его книге содержатся аллюзии на пророчество Исайи о будущем почитании Храма народами мира (Ис. 60) и на пророчество Иехезкеля («И будет у них жилище Мое», Иех. 37:27). В вере в будущее величие Храма и величие Зрубавела Хаггай подобен своему современнику, пророку Зхарии (ср. Зх. 6:15, 8:20–23 и 3:8).