Хадрамаут
ХАДРАМА́УТ, область в юго-западной части Саудовской Аравии, расположенная вдоль границы с Южным Йеменом. Еврейское население Хадрамаута было сосредоточено почти исключительно в Хаббане и расположенных неподалеку от него ал-Байде и Байхане (Центральный Хадрамаут). Зхария ал-Дахири, посетивший Хадрамаут в 16 в., сообщает, что там не было евреев. Путешественники 19 в. упоминают о евреях в Хаббане, однако различно оценивают их численность — двести, тысяча и две тысячи человек. По оценке А. Табиба, в начале 20 в. в Хаббане было около 200 мужчин старше 13 лет. В 1911–12 гг. там проживало около 30 еврейских семей, в Байхане — около 50, в ал-Байде — около 40 семей. К концу 1940-х гг. в Хаббане проживало около 60 еврейских семей. Политический статус евреев Хадрамаута ничем не отличался от статуса других евреев на Аравийском полуострове — они платили налог в качестве «защищаемых евреев» (см. Зимми). Поскольку евреи составляли очень незначительное меньшинство, они не подвергались ограничениям и преследованиям, и еврейские юноши, подобно арабским, открыто носили на поясе кинжал. Вследствие тяжелых экономических условий жизни мужчины были вынуждены на долгие месяцы покидать свои семьи и отправляться на заработки в отдаленные города, возвращаясь домой, как правило, на осенние праздники и Песах.
Евреи Хаббана составляли особую группу среди евреев юга Аравийского полуострова. Они были высокого роста с тонкими чертами лица, мужчины носили длинные до плеч волосы, подхваченные вокруг головы лентой, при этом не оставляя пеот, и брили усы; женщины покрывали голову сеткой с серебряными украшениями и носили широкий серебряный пояс. Евреи Хаббана — потомки одной семьи и делятся на четыре семейства: Матуф, Хиллел, Шамух и Майфа, которые жили отдельно друг от друга в различных частях города. Между семействами существовали небольшие различия в молитвенных обрядах. Еврейская община Хаббана платила очень маленький налог — 20 реалов в год. Евреи Хаббана были в своем большинстве ювелирами по золоту и серебру; меньшинство занималось овцеводством и разведением верблюдов. В ал-Байде и Байхане лишь небольшая часть евреев была занята в ювелирном деле, в то время как большинство было лоточниками (см. Коробейничество).
Хотя евреи Хадрамаута были изолированы от еврейских центров, они располагали галахическими трудами, признанными среди йеменского еврейства (см. Йемен), и ревностно хранили свои музыкальные и хореографические традиции.
Когда в 1949 г. евреи Хадрамаута узнали о возможности репатриации в Израиль, они сделали все необходимые приготовления к отъезду, причем многие оставили работу, опасаясь оказаться вне дома, когда посланцы Израиля приедут за ними. В 1950 г. израильские эмиссары прибыли в Хадрамаут, чтобы переправить местных евреев в Аден, откуда они вместе с евреями Йемена должны были быть доставлены в Израиль в ходе операции «Волшебный ковер». Этот план столкнулся с трудностями, поскольку местные мусульмане обратились к губернатору с требованием запретить евреям уезжать, не заплатив свои долги. Совокупная сумма изначального долга была невелика, однако с учетом высокого ссудного процента составляла значительную сумму. Эмиссарам удалось добиться компромисса, и после выплаты долгов евреям было разрешено покинуть Хадрамаут. Почти все они в том же году прибыли в Израиль, где их поселили в мошаве Барекет (около 100 семей, в общей сложности 800 человек); некоторые поселились в Кфар-Шалем (юго-восточный пригород Тель-Авива). Вследствие высокого естественного прироста (к 1970 г. — около 180 семей) мошав Барекет был вскоре перенаселен, и часть хадрамаутских евреев расселилась по близлежащим поселениям.
См. также Аравийский полуостров, Йемен.