«Халястре»
«ХАЛЯ́СТРЕ» (״כאַליאַסטרע״, идиш, — `ватага`, или `банда`, от польского халястра), группа еврейских поэтов-экспрессионистов и футуристов, сформировавшаяся в начале 1920-х гг. в Варшаве; название одноименного альманаха. Поэты писали на идиш и придерживались в то время социалистических взглядов; лидерами были П. Маркиш, У. Ц. Гринберг и М. Равич. Название «Халястре» было дано Х. Цейтлиным, редактором влиятельной ежедневной газеты «Дер момент» (см. «Момент»), как презрительное прозвище людей, шокировавших публику вызывающим поведением и боровшихся против реализма в искусстве. Группа с гордостью приняла прозвище и сделала его названием своего альманаха (выпуск 1, Варшава, 1922, редакторы П. Маркиш и И. И. Зингер; выпуск 2, Париж, 1924, редакторы П. Маркиш и О. Варшавский, художник М. Шагал). Органом группы был также альманах «Альбатрос», редактировавшийся У. Ц. Гринбергом (выпуск 1, Варшава, 1922; выпуск 2, Берлин, 1923), заявленный как «издание крайнего поэтического индивидуализма». Широкий резонанс вызвали книги лидеров «Халястре» — «Накете лидер» («Голые стихи», 1921) М. Равича, «Мефисто» («Мефистофель», 1922) У. Ц. Гринберга и «Ди купе» («Куча», 1922) П. Маркиша, в которых прокламировавшиеся группой теоретические положения — обновление поэтического языка, взрывающая стих экзальтация и «революция духа» — выражены с яркой художественной силой. К группе примкнули варшавянин Исраэль Штерн и киевские поэты И. Кипнис, М. Хащеватский и Д. Гофштейн (жил тогда в Москве, затем в Берлине). Не все примкнувшие к группе разделяли воинствующий футуризм трех лидеров, но они испытывали влияние их художественного стиля.
После того, как руководители группы покинули Варшаву (основной вехой был отъезд У. Ц. Гринберга в Эрец-Исраэль в 1925 г.), «Халястре» прекратила свое существование. Эволюция общественных воззрений развела бывших участников «Халястре» по разным участкам политического спектра — от коммунизма до крайнего религиозного национализма.