Ханна
ХАННА́ (חַנָּה; в русской традиции Анна), жена Элканы из Раматаим-Цофим в наделе Эфраима (см. также Колена Израилевы), мать пророка Самуила (см. Пророки и пророчество). Библия повествует, что Ханна вместе с мужем и его другой женой, Пнинной, ежегодно совершала паломничество в святилище в Шило для совершения жертвоприношений (I Сам. 1:2–7; 2:19). Хотя Ханна была любимой женой Элканы, она чувствовала себя несчастной из-за длительного бесплодия и насмешек Пнинны. Однажды, когда она молилась в святилище, жалуясь на свое бесплодие и обещая, что если она родит сына, то отдаст его в святилище для службы Богу, первосвященник Эли благословил ее молитву. По возвращении домой Ханна забеременела. Рожденного ею сына нарекли Самуилом. Когда ребенок немного подрос, Ханна пришла в святилище, принесла богатые жертвы и передала мальчика первосвященнику Эли, сказав: «О сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое... и я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу» (I Сам. 1:27–28). После этого Ханна по-прежнему совершала с мужем ежегодное паломничество в Шило и всякий раз приносила Самуилу изготовленную ею верхнюю одежду. Эли благословил Элкану и Ханну, сказав: «Да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу», — и Ханна родила еще трех сыновей и двух дочерей (I Сам. 1:20, 21).
Повествование о бесплодии Ханны и рождении Самуила — один из характерных библейских сюжетов: ряд женщин, о которых повествуется в Библии, долгое время оставались бесплодными, после чего рожали сыновей, которым была уготована большая роль в истории еврейского народа. Особое сходство история Ханны обнаруживает с повествованием о Рахили, которая была любимой женой Иакова и долгие годы страдала от бесплодия. Посвящение Ханной сына для служения Богу напоминает посвящение в назореи Самсона его матерью, тоже долгое время остававшейся бесплодной (Суд. 13).
В Аггаде Ханна — одна из семи пророчиц (Мег. 14а); после того, как она десять лет оставалась бесплодной, она потребовала, чтобы Элкана взял вторую жену. Выражение «Господь Цваот» (I Сам. 1:11; в русской традиции Саваоф; см. Бог. Имена Бога; Бог. В Библии. Имена;), которое было впервые употреблено Ханной, означало «Бог множеств». Ханна была столь уверена в своей правоте, что обращалась к Богу с резкими словами (Шаб. 2:6), вопрошая Его: «К какому воинству принадлежу я? Если к небесному, тогда я не должна буду никогда умереть. Если же к смертному, тогда я должна быть способна давать рождение».