Ха-По‘эл ха-мизрахи

ХА-ПО‘Э́Л ХА-МИЗРАХИ́ (הָפּוֹעֵל הַמִּזְרָחִי), религиозно-сионистское рабочее движение, при котором действует молодежное движение Бней-‘Акива и движение религиозных мошавов и киббуцов; члены Ха-По‘эл ха-мизрахи объединены в профессиональные союзы в рамках Хистадрута. Ха-По‘эл ха-мизрахи возник в качестве религиозного халуцианского (см. Халуцим) и политического движения в апреле 1922 г. в Эрец-Исраэль. Ха-По‘эл ха-мизрахи был независимой политической партией в рамках всемирного движения Мизрахи. В результате слияния Мизрахи и Ха-По‘эл ха-мизрахи. (1956) была создана Национальная религиозная партия (Мафдал).

В своей программе Ха-По‘эл ха-мизрахи ставил целью «строительство своим трудом страны в соответствии с Торой и еврейской традицией, углубление религиозного чувства у трудящихся и создание материальной и духовной основы для их существования в качестве религиозных трудящихся». Возникновение движения объясняется тем, что в составе третьей алии в страну прибыло значительное число религиозной молодежи, членов Це‘ирей Мизрахи, видевших в заселении и религиозном возрождении Эрец-Исраэль свою религиозную обязанность (см. Мицвот). Хотя с социальной точки зрения религиозные халуцим не отличались от рабочего ишува, они не могли влиться в него, поскольку, с их точки зрения, сионистское рабочее движение (см. Социализм еврейский) пренебрегало еврейскими религиозными ценностями, например, соблюдением субботы и кашрута в своих учреждениях. Новое движение получило вначале название Тора ва-‘авода (`Тора и труд`), взятое из стиха Пиркей авот (1:2): «На трех основаниях стоит мир: на Торе, на служении Богу /‘авода — `труд`, `работа`) и на благодеянии». На формирование идеологии движения оказали влияние идеи польского хасидизма и концепция Тора им дерех-эрец (см. Дэрец-эрец) Ш. Р. Гирша.

Концепция «Тора ва-‘авода» видела в социальной справедливости и труде условие, необходимое для возвращения еврейского народа на свою историческую родину, и неотъемлемую часть еврейской религиозной жизни. Идеологи движения подчеркивали, что иудаизм в его полноте представляет собой синтез религиозного, социального, морального, национального и политического элементов и реализуется прежде всего путем личной приверженности и творческой деятельности. Все эти стороны национальной жизни должны вдохновляться Письменным и Устным Законом. Особое значение идеологи движения придавали социальной справедливости, утверждая, что лишь тот, кто зарабатывает на жизнь собственным трудом, может быть уверен, что его хлеб не заработан другим и не добыт путем эксплуатации и обмана. Этот взгляд был частью религиозной концепции движения, согласно которой нравственность и справедливость — звенья в длинной цепи освящения и очищения жизни, начинающейся с признания власти Бога. Члены движения высоко ставили занятие физическим, в первую очередь сельскохозяйственным трудом, создав ряд кооперативных и коллективных сельскохозяйственных поселений.

Социалистические элементы в идеологии Ха-По‘эл ха-мизрахи нередко приводили к конфликтам с движением Мизрахи, хотя с организационной точки зрения Ха-По‘эл ха-мизрахи был его частью. С другой стороны, Ха-По‘эл ха-мизрахи расходился с Хистадрутом из-за своей религиозной концепции еврейского народа, неприятия идеи классовой борьбы и требования принудительного арбитража в трудовых конфликтах. После неудачной попытки присоединиться к Хистадруту в 1922 г. Ха-По‘эл ха-мизрахи действовал в рамках всемирного движения Мизрахи. Однако в 1925 г. движение создало собственную всемирную организацию — Брит ха-‘оламит шел тну‘ат Тора ва-‘авода (`Всемирный союз движения Тора и труд`), которая включала молодежные и халуцианские группы Мизрахи в различных странах. Таким образом, Ха-По‘эл ха-мизрахи одновременно действовал как идеологическое движение, профсоюзная федерация и политическая партия.

Свои идеологические взгляды Ха-По‘эл ха-мизрахи пропагандировал в печатных органах «Нетива» и «Морешет», а также в брошюрах и книгах издательства «Библиотека Тора ва-‘авода». Движение привлекло в свои ряды религиозные квуцот, объединенные в Ха-Киббуц ха-дати (см. Киббуцное движение) и создало молодежное халуцианское движение Бней-‘Акива. В качестве профсоюзной федерации Ха-По‘эл ха-мизрахи первоначально осуществлял деятельность, аналогичную деятельности Хистадрута: организовывал биржи труда и общества помощи; поощрял развитие еврейского труда, участвовал в Хагане, в организации «нелегальной» иммиграции и т. п. Среди основанных Ха-По‘эл ха-мизрахи коммерческих предприятий — Банк ха-По‘эл ха-мизрахи, ипотечный банк «Аданим»; «Янив», служивший финансовым инструментом поселенческой деятельности движения; домостроительная компания «Машхав», а также несколько кооперативов, действовавших в общих рамках «Мерказ ха-мосадот ве-ха-миф‘алим ха-калкалийим шел ха-По‘эл ха-мизрахи» (`Центр учреждений и экономических предприятий движения Ха-По‘эл ха-мизрахи`). Было также создано объединение рабочей религиозной молодежи «Ха-Но‘ар ха-дати ха-‘овед» (`Религиозная рабочая молодежь`) и основано религиозное спортивное общество «Элицур». В 1935 г. участницы движения создали Женскую лигу Ха-По‘эл ха-мизрахи (которая позднее объединилась с Женской организацией Мизрахи при Национальной религиозной партии). Несмотря на острые конфликты с Хистадрутом в 1920-х — начале 1930-х гг. по вопросам трудовых отношений, поселенческой деятельности и кооперации, в 1928 г. между двумя организациями было достигнуто соглашение о сотрудничестве на рынке труда и участии Ха-По‘эл ха-мизрахи в больничной кассе Хистадрута. Поскольку соглашение не оправдало возлагавшихся на него надежд, Ха-По‘эл ха-мизрахи аннулировал его в 1941 г. Тем не менее сотрудничество между двумя организациями стало более успешным после создания в начале 1940-х гг. общих бирж труда. С течением времени Ха-По‘эл ха-мизрахи присоединился к сельскохозяйственному центру и к профсоюзному отделу Хистадрута, а также к его учительской организации.

Поселенческая деятельность Ха-По‘эл ха-мизрахи началась уже в 1920-е гг. Движению пришлось вести борьбу с Хистадрутом и с официальными сионистскими органами за свое признание в качестве независимого поселенческого движения. Первоначально принятой формой основанных движением поселений был мошав овдим (см. Мошав). Созданный в 1927 г. в западной части Изреельской долины мошав Сде-Я‘аков был первым мошавом, основанным Ха-По‘эл ха-мизрахи. Ко времени провозглашения Независимости Израиля (1948) Ха-По‘эл ха-мизрахи основал восемь сельскохозяйственных поселений типа мошав овдим. В ходе массовой алии 1950-х гг. Ха-По‘эл ха-мизрахи было отведено 20% планируемых сельскохозяйственных поселений, и на протяжении пяти лет движение создало 40 мошавов для новых репатриантов; в последующие годы было создано еще 15 сельскохозяйственных поселений. Созданные движением поселения объединены в «Иггуд ха-мошавим шел ха-По‘эл ха-мизрахи» (`Объединение мошавов Ха-По‘эл ха-мизрахи `).

В начале 1930-х гг. в рамках движения стали складываться группы, стремившиеся к созданию коллективных поселений. Первые такие группы были созданы членами Брит халуцим датиим (`Союз религиозных халуцим`) в Германии и инструкторами молодежных групп по подготовке молодежи к алие (см. Хахшара в Словаре терминов): Мизрахи в Польше, ха-Шомер ха-дати (`Религиозный страж`) в Польше и Галиции. В 1935 г. эти группы создали Ха-Киббуц ха-дати, который, начиная с 1937 г., начал активную поселенческую деятельность (первый религиозный киббуц Тират-Цви был основан в долине Бет-Шеан). Блоки религиозных киббуцов были основаны на границах районов еврейских поселений — в долине Бет-Шеан, в Гуш-‘Эционе и в районе Газы. Ко времени образования Государства Израиль Ха-Киббуц ха-дати насчитывал десять основанных и шесть подготовленных поселений. Расположенные на границах еврейского ишува, эти киббуцы Ха-По‘эл ха-мизрахи понесли тяжелый урон в ходе Войны за Независимость. Район Гуш-‘Эцион, включавший три религиозных киббуца — Кфар-‘Эцион, Массуот-Ицхак и Эйн-Цурим, — был полностью уничтожен; большинство поселений в окрестностях Газы были разрушены (Беерот-Ицхак и Кфар-Даром); погибло семь процентов взрослого населения объединения Ха-Киббуц ха-дати.

Первоначально входивший в Сионистскую организацию как часть Мизрахи, Ха-По‘эл ха-мизрахи постепенно развернул независимую деятельность в учреждениях ишува, а затем и в Сионистской организации, в которой с 1935 г. движение имело собственного представителя. В Ва‘ад леумми представителем Ха-По‘эл ха-мизрахи был З. Вархафтиг. В 1937 г. Ха-По‘эл ха-мизрахи был среди противников плана раздела Палестины. На последних выборах (1944) в Представительное собрание ишува (Асаф ха-нивхарим) Ха-По‘эл ха-мизрахи получил 9,5% от общего числа голосов. Мизрахи и Ха-По‘эл ха-мизрахи успешно сотрудничали в совместном всемирном центре, носившем название Мизрахи — Ха-По‘эл ха-мизрахи, хотя в Эрец-Исраэль отношения между двумя организациями были напряженными: Мизрахи находился в несоциалистическом лагере ишува, в то время как Ха-По‘эл ха-мизрахи сотрудничал с Хистадрутом. Однако рост влияния Ха-По‘эл ха-мизрахи в Эрец-Исраэль привел не к разрыву Ха-По‘эл ха-мизрахи и Мизрахи, а, напротив, к постепенному их сближению, завершившемуся слиянием обеих организаций и созданием Национальной религиозной партии (см. выше).

Смотрите также

Хавкин Владимир

хазака

Хайнеман Ицхак

«Ха-Ткуфа»

Хаюдж Иехуда бен Давид