Хартфилд Джон

ХА́РТФИЛД Джон (Hartfield, John David; настоящее имя Хельмут Херцфельде; 1891, Берлин, – 1968, там же), один из создателей фотомонтажа, германский рисовальщик, мастер оформления книги, декоратор. Сын писателя социалистического направления Франца Херцфельде (псевдоним Хельд), брат Хартфилда — литератор и художественный критик Виланд Херцфельде. Учился в 1907–11 гг. в Школе прикладных искусств в Мюнхене, в 1912–14 гг. — в Училище художественного ремесла в Берлине-Шарлоттенбурге. Вступил в левые художественные объединения «Штурм» и «Акцион». Во время Первой мировой войны начал создавать типографские монтажи. В 1917 г. основал с братом антимилитаристское, затем антифашистское издательство «Малик». С 1918 г. — член Коммунистической партии Германии (КПГ). В 1919–20 гг. входил в леворадикальный «Клуб Дада» в Берлине. Опубликовал первые коллажи и фотомонтажи. В 1921–23 гг. Хартфилд работал как театральный художник с режиссерами М. Рейнхардтом и Э. Пискатором. Стал одним из создателей и ведущих мастеров политического фотомонтажа, работал в основном для КПГ и газеты «Арбайтер иллюстрирте цайтунг» (Берлин). 1928–38 гг. были периодом расцвета творчества Хартфилда, когда он приобрел мировую известность.

В 1931–32 гг. жил в Советском Союзе, работал для журнала «СССР на стройке». В 1933 г. Хартфилд бежал от нацистов в Прагу, в 1938 г. — в Англию, где продолжал антифашистскую деятельность. В 1950 г. вернулся в Германию, сначала в Лейпциг, затем в Восточный Берлин. Власти ГДР отнеслись к Хартфилду с подозрением. Лишь в 1956 г. он был восстановлен в партии (СЕПГ). Его талант публициста не был востребован, к тому же последние годы он тяжело болел. Занимался оформлением книг и театральных постановок (работал с Б. Брехтом в театре «Берлинер ансамбль»). В 1957 г. был избран в Академию искусств ГДР.

Первые фотомонтажи Хартфилда связаны с его деятельностью в издательстве «Малик» и «Клубе Дада». Художник делал суперобложки для книг, используя не только типографские приемы, но и фотографию (Э. Синклер «100%. Биография патриота», 1921; К. Тухольский «Германия, Германия превыше всего!», 1929). В ранних дадаистских монтажах большую роль играет момент эпатажа (коллаж «Дада-лирика», 1919). К концу 1920-х гг. Хартфилд выработал свой стиль фотомонтажа, основывающийся на соединении художественной фотографии, рисунка и текста. Главные элементы творчества Хартфилда — символика, отчуждение и сатира. Его монтажам присуща лаконичность, они обладают большой силой воздействия. Эти работы Хартфилда близки фотомонтажам А. Родченко и Э. Лисицкого, однако отличаются от них социальной заостренностью и сатирической направленностью.

Первые же политические монтажи конца 1920-х гг. принесли Хартфилду широкую известность («У руки пять пальцев — голосуйте за пятый список!», 1928, предвыборный плакат КПГ). Основной мишенью критики Хартфилда стали милитаризм и фашизм. Если ранние работы, направленные против нацизма, только ироничны («Адольф — сверхчеловек», 1932), то в дальнейшем Хартфилд яростно бичует фашизм («Палач Геринг», 1933, «Как в средние века, так и в Третьей империи», 1934; «Мадрид, 1936», 1936; «Смерть-сеятельница», 1937). В разгар Второй мировой войны, находясь в эмиграции в Англии, Хартфилд создал знаменитый фотомонтаж для брошюры «И все-таки она вертится!» (1943), где изображен Гитлер в виде обезьяны с окровавленным мечом в руке, восседающей на земном шаре.

Созданное Хартфилдом искусство политического фотомонтажа нашло последователей (К. Виткугель в Германии, А. Житомирский в Советском Союзе, М. Берман в Польше).

Смотрите также

«Хайнт»

Хар’эль Исер

Хиви ха-Балхи

Хошеа

Хусейни Хадж (Мухаммад) Амин ал-