хевра каддиша
ХЕВРА́ КАДДИША́ (חֶבְרָה קַדִּישָא, на арамейском חֶבְרָא קָדִּישָא; `святое общество`), погребальное братство — объединение людей, которые оказывают последние почести умершему, готовят его к погребению, проводят обряд похорон. Другое название таких обществ (в основном в сефардских общинах) — хеврат хесед ве-эмет (`общество истины и добра`, `истинного добра`) или хеврат гмилут хесед (`общество воздаяния добром`). Библейское выражение хесед ве-эмет (Быт. 47:29), сказанное Иаковом Иосифу, толковалось как «истинное добро» (только то добро, которое делают мертвому, истинно и бескорыстно, поскольку он не может отблагодарить).
Специальные люди, занимающиеся погребением (хавурта — арамейское `содружество`, `сообщество`), упоминаются в Талмуде (МК. 27 б). По-видимому, в трактате идет речь не о профессиональном союзе, а о группе особо благочестивых людей (см. Хавура), сведущих в законах чистоты и нечистоты ритуальных. Вероятно, упоминаемое в Талмуде слово хавурта использовано в названии Хевра каддиша, возникшей в средние века.
Первое упоминание о деятельности Хевра каддиша содержится в респонсах раввина Шим‘она бен Цемаха Дурана (см. Дуран, семья). Первый из известных документов Хевры помечен 1564 г., когда раввин Эли‘эзер Ашкенази основал в Праге погребальное братство. В 16 в. в общинах Европы возникли профессиональные союзы и добровольные общества, занимавшиеся различными видами благотворительности. Как правило, эти общества называли себя хевра или хавура, нередко добавляли к своему названию слово каддиша или кдоша, однако со временем только сообщества, занимавшиеся погребением, сохранили это название. Члены Хевры на добровольных началах производили все действия, связанные со смертью и погребением: они начинали свою работу, ухаживая за умирающим, а заканчивали установкой надгробия.
Иудаизм придает большое значение последним почестям усопшему (см. Хазкарат нешамот, Хеспед, Траур). Со статусом умершего и обычаями погребения связано множество халахот (см. Галаха). Поэтому членами Хевры, как правило, становились люди, сведущие в Устном Законе, которые желали послужить обществу, и общество платило им немалым почетом. Должности в Хевре были выборными, избирали уважаемых членов общины. Главой Хевры, ее почетным председателем и галахическим авторитетом обычно был раввин общины. Для приобретения участков земли и подкупа должностных лиц, как правило, чинивших препятствия возникновению еврейских кладбищ, Хевра каддиша сосредотачивала в своих руках немалые суммы денег из общественной кассы. Часто Хевра каддиша выполняла и другие функции, связанные с финансовой деятельностью общины. Фонды Хевры складывались из пожертвований членов общины (см. Благотворительность) и из платы за погребение, которую платили только состоятельные люди. Хевра каддиша обладала полномочиями освободить семью умершего от платы за погребение или, напротив, обязать платить.
В члены Хевры вступали в весьма молодом возрасте (с 6 лет) и проходили длинный курс обучения. Высшей должностью в иерархии Хевра каддиша был габбай (`сборщик налогов`, `староста`). В некоторых общинах должность в Хевре передавалась по наследству, и в возрасте 13 лет (см. Бар-мицва) можно было вступить в право наследования.
Члены Хевры вели учет своей деятельности, записывая все в специальную книгу — пинкас Хевра каддиша. Как и у остальных профессиональных союзов в Европе в средние века, у Хевры был свой знаменательный день. В этот день проходили различные церемонии; объявлялся пост, после окончания которого происходила большая праздничная трапеза. Во многих общинах днем Хевра каддиша было 7 адара — согласно Аггаде, день смерти Моисея. Этот обычай существует в ряде общин по сей день.
В настоящее время в Израиле у каждой общины существует своя Хевра каддиша (только в Иерусалиме 15 различных обществ); это связано с тем, что обряды погребения у выходцев из разных стран отличаются друг от друга.
См. также Община.