Хейфиц Иосиф
ХЕ́ЙФИЦ Иосиф Ефимович (1905, Минск, – 1995, Петербург), советский кинорежиссер, кинодраматург. Родился в семье служащего. Еще в школьные годы увлекся кинематографом. В 1924 г. приехал в Ленинград и через год поступил в ленинградский техникум экранного искусства, где познакомился с А. Зархи (1908–97), который стал его близким другом и соавтором многих фильмов. Хейфиц писал небольшие рецензии на фильмы в журналах «Рабочая неделя» и «Кинонеделя», в 1925 г. участвовал в работе Общества друзей советского кино, которое возглавлял Ф. Дзержинский. В 1926 г. был одним из создателей киномастерской ленинградского Пролеткульта; в 1926–28 гг. учился на кинофакультете Ленинградского государственного института истории искусств. В 1928 г. по путевке Пролеткульта начал работать на ленинградской кинофабрике «Совкино». Вместе с А. Зархи Хейфиц написал сценарии фильмов «Луна слева» (1929; по пьесе В. Билль-Белоцерковского) и «Транспорт огня» (1930). В 1929 г. Хейфиц и Зархи организовали первую комсомольскую постановочную бригаду, выпустившую фильмы о советской молодежи «Ветер в лицо» (1930) и «Полдень» (1931).
В 1933 г. вышел первый звуковой фильм Хейфица «Моя родина» о жизни на советско-китайской границе. Фильм был снят после военных конфликтов на КВЖД по специальному заказу Красной армии. В следующем фильме «Горячие денечки» (1935) играли известные актеры А. Грибов, Н. Симонов, Н. Черкасов и Янина Жеймо, однако они не смогли оживить героев этой наигранно оптимистической комедии.
Одна из наиболее значительных лент Хейфица, вошедших в классику советского кино, — «Депутат Балтики» (1937, совместно с А. Зархи). Режиссеры в характерной для советского киноискусства этого периода манере не прятали, но подчеркивали социальный смысл картины, направляя зрительское восприятие в нужное русло. Образ ученого Полежаева (актер Н. Черкасов) по замыслу режиссеров служил иллюстрацией органичности союза русской интеллигенции и революционного пролетариата. Фильмы «Член правительства» (1940; Гран-при на Международной выставке в Париже) и «Его зовут Сухэ-Батор» (1942, в главной роли Л. Свердлин /1901–69/, обе ленты — в соавторстве с Зархи), как и «Депутат Балтики», по словам Хейфица, преследовали одну цель: «показать путь к революции трех человек, различных по своему общественному положению, интеллектуальному уровню, социальному бытию».
В 1945 г. Хейфиц и Зархи выпустили документальную работу «Разгром Японии», затем вышел фильм о врачах «Во имя жизни» (1947). В 1948 г. вышла лента «Драгоценные зерна»; в период борьбы с космополитизмом (см. «Космополиты») Хейфиц практически не выпускал фильмов.
Фильм «Большая семья» (1954; по роману В. Кочетова «Семья Журбиных») в традиционной для соцреализма форме рассказывает о рабочей династии; в работе, однако, проявились и веяния времени: так, история отношений главных героев прямо не связана с их отношениями на производстве и социальным наполнением фильма. Эта тенденция характерна для фильмов «Дело Румянцева» (1956) и «Дорогой мой человек» (1958, по роману Ю. Германа).
В последующие годы Хейфиц создал несколько экранизаций: А. Чехова — «Дама с собачкой» (1960), «В городе С.» (1967, по рассказу «Ионыч»), «Плохой хороший человек» (1973, по повести «Дуэль»); И. Тургенева — «Ася» (1978); А. Куприна — «Шурочка» (1983; по повести «Поединок»). Эти ленты принесли Хейфицу известность на Западе; их стиль, плавно-неторопливый, отличающийся психологизмом и вниманием к выразительной детали, был органичен для экранизации русской классики. В фильмах «Салют, Мария!» (1971), «Единственная» (1976), «Впервые замужем» (1980) Хейфиц, как и в работах 1950-х гг., обратился к современному материалу.
В 1966 г. Хейфицу не разрешили снять фильм «Тевье-молочник» (по Шалом Алейхему); был готов даже сценарий Л. Трауберга, написанный по просьбе актера Ю. Толубеева, который задумал сняться в роли Тевье.
Работы Хейфица отмечены Сталинской премией (1941, 1946), премиями Международных фестивалей в Канне (1955, 1960), в Карлови-Вари (1956, 1980).