херувим
ХЕРУВИ́М (כְּרוּב, керув; мн. число כְּרוּבִים, крувим), упоминаемое в Библии крылатое небесное существо.
Библия повествует о том, что после изгнания Адама и Евы Бог поставил у входа в Сад Эдемский херувима, чтобы он охранял дорогу к древу жизни (Быт. 3:24). Пророк Иехезкель предрекает падение царя Тира, рассказывая притчу о херувиме, низвергнутом Богом из Сада Эдемского на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иех. 28:11–19). В версии книги Бытие грех и наказание херувима были заменены грехом и наказанием человека. Два позолоченных деревянных херувима, обращенных лицом друг к другу, стояли по обе стороны от крышки Ковчега Завета в скинии; их крылья смыкались, образуя трон Бога (Исх. 25:18–20, 37:7–9). Херувимы огромного размера (10 локтей высоты и 10 локтей в размахе крыльев) находились в Святая святых Храма, построенного Соломоном (I Сам. 4:4, II Сам. 6:2; II Ц. 19:15; Ис. 37:16 и в других местах).
Во второй книге Самуила (22:11) и в книге Псалмов (18:11 [в русской традиции 17:11]) херувим, возможно, — персонификация ветра: «И воссел на херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра». Выражение «восседающий на херувимах» применительно к Богу встречается в Библии неоднократно (I Сам. 4:4; II Сам. 6:2; II Ц. 19:15; Ис. 37:16; Пс. 80:2). В видении Иехезкеля трон Бога покоится на своде, поддерживаемом четырьмя четырехликими и четырехкрылыми существами (Иех. 1), которые ниже (там же 10:1) названы херувимами (ср. также I Хр. 28:18).
Изображения херувимов как часть культовой символики были вышиты на занавеси при входе в Святая святых (Исх. 26:31; 36:35), на занавесях скинии (Исх. 26:1; 36:8) и вырезаны на внутренних и внешних стенах (I Ц. 6:29), дверях внутреннего и внешнего святилищ (I Ц. 6:32, 35) и панелях Храма (I Ц. 7:29, 36). Резные изображения на стенах и дверях Храма упоминаются и в видении Иехезкеля (Иех. 41:18–20,25).
Библия содержит несколько различных описаний херувима. У херувима в скинии и в Соломоновом храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20; I Ц. 6:24, 27). В видении Иехезкеля (Иех. 1:6–11) у херувимов четыре крыла (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело) и четыре лика: человека и льва (справа), быка и орла (слева). Позднее Иехезкель (10:14) вместо лика быка упоминает лик собственно херувима. У херувима четыре ноги, подобные бычьим, но сверкающие, «как блестящая медь», и четыре руки под каждым из четырех крыльев. В Иех. 41:18,19 у вырезанных на стенах и дверях Храма херувимов лишь два лика — человеческий и львиный. Возможно, это различие объясняется тем, что, в отличие от трехмерной картины в видении, речь здесь идет о двухмерном изображении фигур на плоскости.
Вероятно, этимологически слово керув связано с аккадским карибу (курибу, производное существительное от глагола карабу — `молиться`, `благословлять`); то есть херувим — это посредник, возносящий человеческие молитвы к Богу.
Изображения крылатых существ были широко распространены в искусстве и религиозной символике древнего Ближнего Востока. Два крылатых существа были помещены по обе стороны трона царя Библа Хирама, крылатые быки стояли у входа в вавилонские и ассирийские дворцы и храмы; они были также изображены на глиняных алтарях для воскурений, найденных в Мегиддо и Та‘анахе; крылатые сфинксы, грифоны и человекоподобные существа встречаются в искусстве и иконографии Кархемиша, Калаха, Нимруда, Халеба и Тель-Халафа. Подобные фигуры изображены на пластинах слоновой кости из столицы Израильского царства Самарии.
Талмуд упоминает херувима среди пяти предметов, находившихся в Первом, но не во Втором храме (Иома 21а), однако существует упоминание, что и во Втором храме были изображения херувимов (Иома 54а). Название «херувим» производится от арамейского выражения ки рабия (ки — `как`, `подобный`, рабия — младенец`; Сук. 5б). Возможно, такая интерпретация херувима как крылатого младенца послужила источником популярного в эпоху Возрождения изображения херувимов. Во времена Иосифа Флавия эта интерпретация еще не была известна, поскольку он утверждает, что «никто не знает, как выглядят херувим» (Древ. 8:3, 3).
Особый интерес к херувимам проявляли еврейские мистики (см. Каббала); в кругах Хасидей Ашкеназ существовала так называемая школа особенного херувима.