Херцберг Артур
ХЕ́РЦБЕРГ Артур (Hertzberg, Arthur; Аврахам; 1921, Любачув, Польша, – 2006, Вествуд, Нью-Джерси), американский раввин, ученый-историк и сионистский деятель. Эмигрировал с родителями в США в 1926 г. Рос в Балтиморе. В 1943 г. получил смиху в Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке. Был раввином консервативных конгрегаций (см. Консервативный иудаизм) в Филадельфии и Нашвилле. Служил военным раввином в американских ВВС (1951–53). С 1956 г. был раввином конгрегации «Иммануэль» (см. Реформизм в иудаизме. Реформизм в США) в городе Ингле (Нью-Джерси). Преподавал на историческом факультете Колумбийского университета с 1961 г. Херцберг рано включился в активную общественную деятельность в рамках культурных и просветительских сионистских (см. Сионизм) организаций, некоторые из них возглавлял. В 1969–78 гг. Херцберг — член правления Еврейского агентства и всемирной Сионистской организации; в 1975–91 гг. — вице-президент Всемирного еврейского конгресса.
Среди широкого спектра научных интересов Херцберга особое место занимает еврейская история, особенно эмансипация, сионизм и антисемитизм. Труд Херцберга «Сионистская идея» (тт. 1–2, 1959) — антология произведений представителей разных направлений сионизма — переведен на несколько языков (в том числе на русский язык под названием «Сионизм в контексте истории», Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1992). Собранным текстам идеологов сионизма Херцберг предпосылает краткие биографические сведения. В обширном введении к антологии Херцберг излагает свою историко-философскую концепцию сионизма. С точки зрения Херцберга, сионизм — это самая радикальная в еврейской истории попытка покончить с узко национальными формами жизни и влиться в общую историю человечества. Вместе с тем в возникновении сионизма он видит реакцию — прежде всего на ассимиляцию и реформизм в иудаизме — и лишь затем на антисемитизм. Рассматривая сионизм в контексте еврейской и общеевропейской истории, Херцберг обнаруживает в нем ряд антиномий. Так, он указывает на одновременное стремление сохранить еврейскую самобытность и участвовать на равных в общемировых процессах; секуляризованную мессианскую идею и верность унаследованным от 19 в. идеалам либерализма и социальной справедливости и т. д.
Значительное внимание Херцберг уделял особенностям сионистских убеждений у евреев, живущих вне Израиля, особенно в США, а также взаимоотношениям между Государством Израиль и его народом и еврейскими общинами западных стран. Свою концепцию Херцберг развивал в таких работах, как «Иудаизм» (1961), «Французское Просвещение и евреи» (1968) и других.