Хешел Аврахам Иехошуа
ХЕ́ШЕЛ Аврахам Иехошуа (Heschel, Abraham Joshua; 1907, Варшава, – 1972, Нью-Йорк), еврейский философ и ученый в области науки о еврействе. Хешел был потомком выдающихся деятелей хасидизма: со стороны отца — Дова Бера из Межирича, а со стороны матери — Леви Ицхака бен Меира из Бердичева. Получил традиционное еврейское воспитание. В возрасте 20 лет поступил одновременно в Берлинский университет (в 1933 г. — степень доктора) и в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс, где также преподавал Талмуд. В 1937 г. М. Бубер назначил Хешела своим преемником в Центре еврейского образования для взрослых (Эрваксененбильдунг) и Еврейском доме учения (Юдишес лерхаус) во Франкфурте-на-Майне.
В октябре 1938 г. Хешел был депортирован нацистами в Польшу, где в течение восьми месяцев преподавал в Институте еврейских исследований в Варшаве (см. Польша). В 1939 г. он переехал в Англию, где стал основателем Института иудаистики (Institute for Jewish Learning) в Лондоне. С 1940 г. Хешел жил в США. В 1940–45 гг. преподавал еврейскую философию и раввинистическую литературу в Хибру юнион колледж в Цинциннати. С 1945 г. был профессором еврейской этики и мистики в Еврейской теологической семинарии. Хешел — автор книг и статей о средневековой еврейской философии (о Са‘адии Гаоне, Ибн Габироле и Маймониде), каббале и хасидизме, а также ряда работ по философии религии, получивших широкое признание как в еврейских, так и в христианских кругах.
Хешел видел задачу философии религии не в конструировании «религии разума» (см. Г. Коген), использующем, наряду с другими источниками, еврейскую традицию, и не в анализе «религиозного опыта». Если первый путь подменяет религию философией, то второй пытается подменить ее психологией, религиозными переживаниями. В своих трудах Хешел стремился постигнуть и осветить реальность, которая лежит в основе религии, живое и динамичное взаимоотношение между Богом и человеком, с помощью объективного, хотя и исполненного симпатии, понимания памятников еврейской традиции и опыта благочестивого еврея.
Хотя при этом Хешел использовал понятия современной философии, он неоднократно указывал, что с помощью одного рационального анализа невозможно исчерпать все богатство и глубину этой реальности. Невыразимая сущность Божества не может быть без остатка сведена к какой-либо схеме концептуальных категорий — человек постигает больше, чем способен понять разумом. Хешел посвятил свою жизнь изучению и истолкованию классических источников иудаизма и созданию на этой основе теологии, которая давала бы ответ на вопросы, стоящие перед современным евреем. Его первая книга «Пророчество» (на немецком языке, 1936) содержит феноменологическое описание пророческого сознания, а также биографию Маймонида, в которой рассматривается проблема столкновения аристотелевской философии с раввинистическим иудаизмом в жизни и трудах средневекового еврейского мыслителя. За этой книгой последовали работы, посвященные каббале и хасидизму. В написанном на иврите труде «Тора мин ха-шамаим ба-аспаклария шел ха-дорот» («Небесная Тора в зеркале поколений»; в 2-х томах, 1962–65) Хешел рассмотрел взгляды законоучителей Талмуда на Тору и откровение и обнаружил два главных течения еврейской мысли, которые оказали формирующее влияние на всю ее последующую историю.
Результаты этих масштабных исследований Хешел использовал в последующих трудах, где формировал собственную философию иудаизма («Человек не одинок», 1951; «Бог в поисках человека», 1956). Хешел определяет религию как ответ на главные, «последние», вопросы человека. Так как современный человек в значительной степени отчужден от реальности, которая раскрывается в истинной религии, Хешел пытается восстановить те важнейшие экзистенциальные вопросы, ответ на которые дает иудаизм. Такая глубинная теология открывает живого Бога Библии — не философскую абстракцию или психологическую проекцию, но живую реальность Бога, исполненного страстного интереса к своему творению. Согласно Хешелу, еврейская этика и мицвот коренятся в способности человека подняться над своими эгоистическими интересами и ответить любовью и преданностью на Божий призыв.
Способность исполнять Божьи повеления — основа человеческой свободы. Драма еврейской истории — то, как еврейский народ отвечает на Божий призыв, успешен или нет ответ народа. Полярная противоположность Закона и жизни, общей схемы и спонтанного порыва, противоположность кева (`постоянство`) и каввана (см. Молитва) создает творческое напряжение, благодаря которому иудаизм вмещает в себя как предписанный порядок мицвот, так и спонтанную и всегда новую реакцию каждого еврея на Божественную реальность. Хешел развил также философию времени, в которой современной тенденции мыслить в пространственных категориях противопоставлена еврейская идея освящения времени, наиболее яркими примерами которой являются суббота и праздники.
В основе учения Хешела лежит вера, что отчуждение современного человека от религии — это не просто результат интеллектуальных заблуждений части нынешнего поколения или представлений, что традиционная религия устарела, а скорее следствие неспособности современного человека постичь тот аспект бытия, в котором возможно общение между Богом и человеком.
В многочисленных эссе и речах Хешел применил свои философские идеи к решению конкретных вопросов современности: молитва и религиозная символика («Человек в поисках Бога», 1954; «Суббота», 1951); проблемы молодежи и пожилых людей и т. д. Он играл видную роль в движении за гражданские права в США и в диалоге евреев и христиан, начавшемся в связи с подготовкой 2-го Ватиканского собора (см. Церковь католическая).