Хиллел
ХИЛЛЕ́Л (הִלֵּל, конец 1 в. до н. э. – начало 1 в. н. э.), наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго храма. Родился в Вавилонии и потому его иногда называют Хиллел Вавилонянин (Пс. 66а, Сук. 20а); согласно позднейшей традиции, принадлежал к роду Давида (ТИ. Та‘ан. 4:2). Другое прозвание Хиллела — ха-Закен (`старейшина`) — почетный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного бет-дина. Хиллел занимал должность главы Синедриона (см. Наси), на которую, согласно талмудическим источникам (Шаб. 15а), был назначен за 100 лет до разрушения Храма (то есть в 30 г. до н. э.). Согласно традиции, он занимал этот пост на протяжении 40 лет (то есть до 10 г. н. э.). Однако исследователи полагают, что эти даты весьма приблизительны, и период, когда Хиллел исполнял должность наси, следует датировать концом эпохи Ирода I (между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э.). После Хиллела прекратилась традиция зугот (глава Синедриона + председатель суда). Первоначально напарником Хиллела был Менахем (Хаг. 2:2), а затем Шаммай.
Отмена зугот и установление династии, родоначальником которой был Хиллел и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление герменевтических правил (см. Герменевтика) для истолкования Торы и выведения халахот (см. Галаха, Устный Закон) — были революционными нововведениями Хиллела. Диспуты между Хиллелем и Шаммаем свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода. Согласно источникам (Эд. 1:1–3, Шаб. 15а, ТИ. Хаг. 2:2, 11г), разногласия между Хиллелем и Шаммаем сводились всего к четырем пунктам, однако на самом деле, как показывают разногласия между последователями Хиллела и Шаммая (см. Бет-Хиллел и Бет-Шаммай), речь шла о глубоких различиях в мировоззрении (см. также Мишна, Космогония).
Хотя в целом взгляды Хиллела были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его халахот были признаны еще при его жизни. Халахот Хиллела свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни. В частности, Хиллел ввел так называемый прозбол (см. Субботний год), вводивший ограничения на отмену долгов с наступлением субботнего года: неограниченное применение библейского закона подрывало экономическую деятельность, которая, в отличие от библейских времен, в значительной мере основывалась на кредитно-долговых отношениях. Хиллел также ввел таккану (см. Такканот), касавшуюся приобретения домов в обнесенных стеной городах. Согласно библейскому закону (Лев. 25:29), продавец мог выкупить свой дом в течение года со дня продажи. Во времена Хиллела покупатель, стремившийся сохранить за собой приобретенный дом, исчезал на год, так что продавец не мог осуществить выкуп. Хиллел постановил, что в отсутствие нового владельца продавец, желающий выкупить свой дом, может внести деньги на хранение в храмовую казну.
В талмудических источниках Хиллел предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать (Беца 20а). Внимание Хиллела к людям в сочетании со смирением отражено в следующем рассказе. Хиллел отдал некому обедневшему благородному человеку коня для верховой езды и слугу, который должен был бежать впереди коня. Однажды слуга исчез, и Хиллел взял на себя исполнение его обязанности, и бежал около трех миль (Кт. 67б).
Хиллел поставил себе целью приблизить людей к Торе и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия. В противоположность Шаммаю, Хиллел с готовностью принимал в прозелиты, даже когда человек ставил условия за свое обращение в иудаизм. Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Хиллел обучил его всей Торе за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Хиллел ответил: «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а все остальное — комментарий» (Шаб. 31а). Религиозно-этическое мировоззрение Хиллела нашло выражение в ряде афоризмов, например, «Влекущийся за именем — имя свое погубит, кто не прибавляет [учение] — тот теряет [его], кто не учится, достоин смерти, кто пользуется короной [Торы всуе] — исчезнет» (Авот 1:13). Свою веру в божественное воздаяние Хиллел выразил так: «Увидев плывущий по воде череп, он сказал: `За то, что ты топил, утопили тебя, но и утопившие тебя будут в конце концов утоплены`» (Авот 2:6).
Личность Хиллела, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений. За те изменения, которые Хиллел привнес в изучение Торы и в методы выведения халахот, его сравнивали с Эзрой, который, как и Хиллел, пришел в Иерусалим из Вавилонии и вновь утвердил там Тору (Сук. 20а). Об учениках Хиллела говорится: «Хиллел ха-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю Моисею, были достойны, чтобы на них покоилась Шхина, тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради Иехошуа бин Нуна; двадцать — были средних достоинств. Самым старшим среди них был Ионатан бен Уззиэль, а самым младшим — раббан Иоханан бен Заккай, ставший его последним учеником-преемником» (Сук. 28а).
Могила Хиллела, по преданию, находится на горе Мерон.