Баскин Леонард
БА́СКИН Леонард (Baskin, Leonard; 1922, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, – 2000, Норсэмптон, Массачусетс), американский скульптор и график. Родился в семье ортодоксального раввина, эмигранта из Польши. В 1929 г. семья переехала в Бруклин, где Баскин поступил в иешиву. Одновременно он посещал Школу искусств при Эдукейшнл альянс, который был интеллектуальным и социальным центром еврейской жизни Ист-Сайда (см. Нью-Йорк). Атмосфера школы, где учились А. Готлиб, Б. Шан, М. Ротко, сыграла большую роль в творческом формировании Баскина; в 1937 г. он обучался скульптуре у М. Гликмана (1906-81). В 1939–40 гг. Баскин учился в Школе архитектуры и искусств Нью-йоркского университета, а в 1941–43 гг. — в Школе изобразительных искусств Йельского университета. В 1949 г. Баскин поступил в Новую школу социальных исследований в Нью-Йорке. В 1950 г. отправился в Париж, где год проучился в Академии Гранд Шомьер, а в 1951 г. занимался во Флоренции, в Академии изобразительных искусств. С 1953 г. началась преподавательская деятельность Баскина: профессор искусства в Смит-колледже в Нортгемптоне (1953–74), а с 1984 г. — профессор искусства в Хэмшпир-колледже (Массачусетс).
На протяжении всей жизни Баскин оставался верен творческим принципам, сложившимся в юности. Еврейское воспитание повлияло на его формирование как художника: все искания Баскина базировались на традициях и философии иудаизма и так или иначе соотносились с ними. Баскин — противник нефигуративного искусства.
В ранние годы художника привлекал кубизм О. Цадкина (1890–1967) и А. Архипенко. Это увлечение продолжалось недолго, однако у Баскина сохранилась любовь к ясной, конструктивной форме. Именно эти качества заинтересовали его в искусстве Древнего Востока. В начале 1950-х гг. Баскин создал первые бронзовые статуи из серии «Мертвый», выполненные в архаической манере. Впоследствии Баскин увлекся скульптурой раннего европейского средневековья и перешел к более экспрессивной манере. Наиболее существенно повлиял на Баскина немецкий экспрессионизм, в котором художник нашел близкие ему идеи и способы их воплощения («Обожравшаяся смерть», 1955; «Бронированный человек», 1962; и др.). С конца 1950-х гг. Баскин начал делать рельефы. Тогда же возник и новый образ, символизирующий зло, — птицы, чаще всего совы или вороны. Затем птица и человек слились в единое целое, окончательно определились основные мотивы в творчестве художника: смерть как другая сторона жизни; зло, оборачивающееся ангелом; дуалистичность всего существующего в мире («Человек-птица», 1961; «Авгур», 1969; «Исаак-ангел», 1975). Источники религиозного и мифологического символизма Баскина разнообразны. Но если в ранний период он черпает образы из греческой и египетской мифологии, то в зрелые годы художник чаще всего обращается к образам и темам Библии: пророки (см. Пророки и пророчество), Акеда и другим.
Среди графических работ Баскина — самостоятельные произведения и книжные иллюстрации (гравюры на дереве и офорты: «Иеремия» /1961/, «Человек-птица» /1969/, иллюстрации к «Илиаде» Гомера /1962/; рисунки акварелью и пером: «Хаггада» /1978 и 1982/, «Алфавит Хозе» /1979/, и др.). В последние годы он создал две серии — вариации на темы Писаний: «Пять свитков» (1980, акварель) и «Ангелы для евреев» (1990–91, гуашь и темпера), где образы ангелов-мучеников даны словно в восприятии людей, переживших Катастрофу.
Произведения Баскина находятся во многих музеях и галереях мира (в том числе в Израильском музее).