Хобсбаум Эрик Джон Эрнст
ХО́БСБАУМ Эрик Джон Эрнст (Hobsbawm, Eric John Blair; псевдоним Ньютон Фрэнсис; родился в 1917 г., Александрия, Египет), английский историк, марксист. Дед Хобсбаума приехал в Лондон из Варшавы, в Лондоне родился его отец; мать была уроженкой Вены. Родители Хобсбаума, ассимилированные евреи, некоторое время занимались предпринимательством в Александрии, однако не преуспели и сразу после окончания Первой мировой войны переехали в Вену.
Хобсбаум учился в школе в Вене, затем в гимназии в Берлине (1931–34), куда уехал с сестрой после смерти родителей, и в Лондоне, куда эмигрировал после прихода нацистов к власти. В Германии увлекся марксизмом (впоследствии сам Хобсбаум объяснял, что он выбирал между сионизмом и марксизмом, однако счел, что профессиональный историк не может быть политическим националистом).
После окончания гимназии Хобсбаум учился в Королевском колледже Кембриджского университета (1949–55) на историческом и экономическом факультетах. Интересовался философией, изучал экономическую историю. Вступил в Британскую коммунистическую партию и возглавил существовавшую в ней группу историков. В студенческие годы начал печататься как культурный обозреватель в газете «Гранта», работал также кинооператором, выезжая на съемки во Францию, Алжир и Тунис. После окончания Кембриджа стал профессором истории в Биркбек колледже Лондонского университета, возглавил кафедру экономической истории (1969), с 1984 г. — почетный профессор экономики и социальной истории там же. Читал курсы лекций на экономическом факультете Станфордского университета (1960) и на гуманитарных факультетах Массачусетсского технологического института (1967), в университете Центральной Европы (Будапешт, 1993) и других университетах. Путешествовал по странам Средиземноморья и Латинской Америки. Итогом одной из таких поездок стал первый научный труд Хобсбаума — книга «Простые бунтовщики. Исследования архаичных форм социальных движений в 19 и 20 столетиях» (1959), написанная в основном на итальянском и испанском материале: в поездке по Средиземноморью (1957) Хобсбаум знакомился с архивными документами и опрашивал крестьян. В этой работе он продемонстрировал связь религии, в частности сектантства и милленаризма, с революционностью масс, описал закономерности революционной ситуации и проанализировал роль личности в ней. Он провел четкую грань между социальным бандитизмом, мафией и революционными бунтовщиками. Книга выдержала несколько изданий в течение первых трех лет и была переведена на немецкий (1960) и французский (1961, 1963) языки. Теме личности в революции посвящены многие труды Хобсбаума: «Бандиты» (1969, американское издание 1981), «Капитан “Свинг”» (в соавторстве с Дж. Рюде, 1969, 1970), «Революционеры. Современные эссе» (1973), «Эхо Марсельезы: взгляд на Французскую революцию два столетия спустя» (1990).
В 1960-е гг. Хобсбаум приобрел известность как историк рабочего движения. В книгах «Кульминация рабочего движения 1880–1900 гг.» (1961), «Трудящийся человек. Исследования по истории рабочего движения» (1964) и «Век революций. Европа, 1789–1848 гг.» (1962) он излагал марксистскую версию истории, однако марксистскую с философской, а не с политической точки зрения. В изложении Хобсбаума история рабочего движения была не описанием деятельности рабочих организаций, а историей культуры рабочего класса. Впоследствии он продолжил эти исследования, обращая особое внимание на взаимоотношения религии с социализмом, на роль ритуала в рабочем и революционном движении, формирование рабочей аристократии, культуру рабочего класса и ее связь с массовой культурой и на другие так называемые надстроечные явления. Книги Хобсбаума имели небывалый успех для научной литературы подобного направления: «Трудящийся человек» выдержала пять изданий на протяжении 10 лет, так же популярна была книга «Век революций».
Хобсбаум издавал в Англии сочинения К. Маркса и переписку Маркса с Ф. Энгельсом. Он активно участвовал в диспутах с марксистами, критикуя ортодоксальные взгляды на эволюцию капитализма, однородность рабочего класса, последовательную революционность одного лишь пролетариата. Хобсбаум признавал методологию марксизма, но не выводы, которые были сделаны восточноевропейскими социалистами.
Хобсбаум критиковал провинциализм английской исторической школы и стремился написать новую историю капитализма. В 1968 г. он опубликовал экономическую историю Англии, написанную с позиций исторического материализма: «Производство и Империя: становление современного английского общества. С 1750 г. до наших дней».
С начала 1970-х гг. Хобсбаум занялся концептуально новым трудом по истории Европы и всего связанного с ней мира в новое время. Вслед за «Веком революций» появились: «Век капитала 1848–1874 гг.» (1975), «Век империй 1875–1914 гг.» (1987) и «Век крайностей. Короткое двадцатое столетие 1914–1991 гг.» (1994). В предисловии ко второй книге автор писал, что его цель — не описание, а интерпретация. Он выявляет существенные процессы во франко-британском регионе, повлиявшие на весь мир, такие как Французская революция и английская индустриальная революция. Книга «Век крайностей», в которой, по признанию автора, много личных моментов, делится на две части — «Катастрофа» и «Золотой век» (при этом фашизм воспринимается Хобсбаумом как тотальная катастрофа — либерализма, социализма, Европы и мира в целом); одной из важнейших для себя лично исторических дат Хобсбаум называл день прихода Гитлера к власти.
С 1970-х гг. Хобсбаум занимался также вопросами методологии исторических исследований, напечатал ряд статей и книгу «Об истории» (1997). Он предлагал различать социальную историю (как область исторически мыслящих социологов) и историю общества как вариант общей истории, который разрабатывали М. Блок и Ф. Бродель. Проблеме национализма посвящена книга «Нации и национализм после 1780 г.» (1990). Хобсбаум вслед за своим соотечественником Э. Геллнером считал, что национализм создает нации, а не наоборот, и что нации — порождение нового времени и индустриального общества.
Либеральный марксизм Хобсбаума оказал влияние не только на развитие исторической науки и социологии в Израиле, но и на политическое мышление левого лагеря. И. Бен-Цви был дружен и переписывался с Хобсбаумом, который приезжал в Израиль и читал лекции. Отношение Хобсбаума к Израилю не было однозначным, он всегда ощущал свою принадлежность к европейскому еврейству.
Английским любителям джаза Хобсбаум известен как тонкий критик и знаток современной музыки.