хол ха-мо‘эд
ХОЛ ХА-МО‘Э́Д (חֹל [חוֹל] הַמּוֹעֵד, буквально `будни праздника`), дни в Песах и Суккот, не обладающие статусом праздника, но и не будни.
Библия не употребляет термин хол ха-мо‘эд, однако в Пятикнижии (Лев. 23:35–37, Чис. 28:17, 18, 29:12) говорится о том, что хотя праздники Песах и Суккот должны продолжаться семь дней, только первый и последний из семи дней Песаха, а также первый день Суккот и день Шмини Ацерет, следующий за семью днями Суккот, определяются как микра’эй кодеш (`речения святые`); только в эти дни, как в субботу, предписывается не совершать созидательного труда (мелаха), а в хол ха-мо‘эд нет запрета на труд. В течение этих семи дней предписано совершать добавочное жертвоприношение — мусаф.
Только в Талмуде промежуточные дни праздника Песах и Суккот получили название хулло шел мо‘эд, или просто мо‘эд. В Устном Законе обязательные установления микр’аэй кодеш были распространены на хол ха-мо‘эд: было постановлено и в эти дни избегать созидательного труда, но, в отличие от праздников и субботы, только некоторых его видов. Какой вид труда можно совершать в хол ха-мо‘эд, определяет принцип: «Всякое дело, которому потерянным быть [если не совершить работу], можно делать в хол ха-мо‘эд, а то, которому не быть потерянным, не делают в хол ха-мо‘эд» (Тос., МК. 1:11). Талмуд (МК. 12б) рассказывает о том, как совершали жатву в хол ха-мо‘эд на полях рава Хуны. Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в хол ха-мо‘эд разрешено делать любую работу для нужд праздника, однако некоторые мудрецы придерживались иного мнения и вводили всяческие ограничения (МК. 13б).
В Устном Законе на хол ха-мо‘эд распространяется установление: «Радуйся в праздники твои» (Втор. 16:14). Принято в эти дни носить праздничную одежду, проводить время за праздничными трапезами, посещать друзей и т. д. В мидраше Псикта де-рав Кахана написано: «Дал Ты праздники народу Израиля, и вот они едят, и пьют, и радуются, и приходят в синагоги и в бет-мидраши и умножают молитвы и жертвоприношения», а как антитеза еврейскому празднику представлено было праздничное времяпрепровождение римлян. Однако, по-видимому, благостный характер хол ха-мо‘эд не всегда сохранялся. Так, один из амораев сетовал: «Был дан хол ха-мо‘эд для еды и питья и изучения Торы, а эти едят, пьют и бесчинствуют» (ТИ., МК. 2:3; 80а). Согласно Мишне (МК. 1:3), в хол ха-мо‘эд не заключают брачных союзов (см. Брак). В Талмуде этот обычай объясняют тем, что не следует смешивать две радости разной природы. Согласно другому мнению, свадьба — слишком хлопотная затея для дней хол ха-мо‘эд. Хол ха-мо‘эд посвящены трактаты Мо‘эд Катан Мишны, Тосефты и Талмуда.