Хорватия
ХОРВА́ТИЯ, государство в Юго-Восточной Европе, на юго-западе Балканского полуострова. Как явствует из археологических данных, евреи жили на территории современной Хорватии уже во 2–3 вв. При раскопках римского города Салона, близ которого впоследствии возник Сплит, были найдены еврейские надгробия и саркофаги, а также керамические светильники с изображением семисвечника (см. Менора), неподалеку от города Бенковац (Далмация) — плита с могилы еврея из Тверии по имени Аврелий Дионисий (2 в.; хранится в Загребском археологическом музее). В письме Хисдая Ибн Шапрута хазарскому (см. Хазария) царю Иосефу (середина 10 в.) упоминаются два еврея, Мар Шаул и Мар Иосеф, как члены делегации, направленной в Кордову «царем гвалов, славян». Поскольку в этом же документе говорится, что «царство гвалов» граничит с Венгрией, многие историки полагают, что речь здесь идет о Хорватии, где в то время правил король Крешимир. В 14–15 вв., когда основная часть страны находилась под властью венгерских королей, в Загребе, а также, предположительно, и в некоторых других городах Хорватии жили евреи (среди них были и домовладельцы), однако уже в 1456 г. последовало их изгнание. В 1526 г., когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено приезжать в Хорватию.
Еврейское присутствие в Далмации (побережье Адриатического моря, вошедшее в состав Хорватии лишь в 1815 г.) было в 14–16 вв. более заметным. В 1368 г. впервые упоминаются еврейские коммерсанты в Дубровнике (Рагузе, в то время — независимом городе-государстве); в конце 15 в. – начале 16 в. здесь осела часть сефардов, изгнанных из Испании, Португалии и Южной Италии. Неоднократные попытки удалить их из города (в 1514, 1515, 1545 гг.) не увенчались успехом, однако в 1546 г. евреев Дубровника согнали в гетто (в 1587 г. в нем проживало около 50 семей) и обложили высокими налогами, а в 1622 г. на одного из них был возведен кровавый навет, ставший поводом для преследований и новых ограничительных мер. В 16–17 вв. уже не только сефарды, но и ашкеназы селились в Сплите (Спалато), принадлежавшем в то время Венеции (к 1638 г. численность еврейской общины достигла здесь 271 человека, что составляло 5–10% населения города); португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603) сыграл важную роль в превращении Сплита в крупный торговый центр. В Задаре (Зара) евреи жили с конца 14 в., однако их число было, по всей видимости, невелико. Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты (см. Ссуда денежная) и врачи; кроме того, многие занимались ремеслом.
В 17 в., когда бо́льшая часть территории современной Хорватии находилась под властью Османской империи (см. Турция), сюда время от времени приезжали еврейские купцы из Стамбула, Салоник и других городов. Австро-турецкое мирное соглашение 1699 г. (так называемый Карловицкий мир), по которому Хорватия (без Далмации) вновь вошла в состав Австрии, содержал пункт о свободной торговле между двумя странами; однако австрийская администрация, как центральная, так и местная, под различными предлогами не допускала в Хорватию еврейских коммерсантов из Османской империи. В конце 17 в. – первой половине 18 в. в Хорватию начали переселяться отдельные евреи из Венгрии, Богемии и Моравии (см. Чехия), Бургенланда (Западная Австрия) и других стран и областей; они по большей части оседали в деревнях, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а в города (где муниципалитеты под влиянием торговых гильдий и ремесленных цехов, видевших в евреях опасных конкурентов, неизменно отказывали им в виде на жительство) приезжали поначалу только на ярмарки. В 1729 г. хорватский са́бор (сословное собрание) подтвердил запрет на пребывание евреев в стране; в 1746 г. двум еврейским семьям (по другим данным — одиннадцати) было позволено обосноваться в Осиеке, однако уже два года спустя их изгнали. В 1750-х гг. евреи получили возможность приезжать в Хорватию с торговыми целями на срок до трех дней (при условии уплаты ими особого «сбора за терпимость»), а в 1771 г. еврейским коммерсантам разрешили без ограничений участвовать в хорватских ярмарках. Такого рода послабления вызвали недовольство местных властей; так, уже в 1770 г. загребский муниципалитет сообщал в Вену, что пребывание в городе евреев опасно для них самих. Согласно данным переписи, в 1773 г. в Хорватии насчитывалось лишь 25 еврейских семей. В 1777 г. шесть еврейских семей поселились в Вараждине; муниципалитет неоднократно пытался изгнать их (к 1806 г. он издал шесть постановлений соответствующего содержания), однако благодаря покровительству местного магната, графа Эрдёди, который поселил евреев в своем доме, им удалось остаться в городе.
В 1782–89 гг. император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения, в том числе и запрет на постоянное пребывание в Хорватии. Уже в 1782 г. Я. Штиглер из Моравии поселился в Загребе (немецкое название Аграм). Муниципалитет предоставил ему вид на жительство лишь пять лет спустя. К 1806 г., когда в городе официально действовала еврейская община (фактически возникшая, по всей видимости, в конце 18 в.), здесь уже насчитывалось 75 евреев (20 семей). В Риеке в 1781 г. жили 25 евреев, в Чаковце в 1790 г. — четыре еврейских семьи, в Славонска-Пожеге в 1793 г. — 174 еврея, в Беловаре в 1797 г. — 25 евреев, в Вараждине в том же году — 16 евреев, в Копривнице в 1810 г. — 23 еврея. В 1809 г., когда Дубровник, Сплит, Риека (Фиуме), Задар, Карловац и другие города Далмации и прилегающих к ней районов собственно Хорватии входили в состав так называемых Иллирийских провинций (вассального по отношению к Франции государства, созданного Наполеоном I), жившие здесь евреи обрели гражданское равноправие, однако утратили его в 1813 г., после того, как Иллирийские провинции оказались под властью Австрии (закреплены за ней решением Венского конгресса 1814–15 гг.; с этого времени Далмация считается частью Хорватии).
В 1820–40-х гг. положение хорватских евреев оставалось сложным. Христианские купцы и ремесленники не прекращали попыток добиться их изгнания или по крайней мере вытеснить их из экономики страны. В 1830 г. и 1838 г. произошли антиеврейские беспорядки в Карловаце, в 1838 г. — в Загребе (где их участники при попустительстве муниципалитета громили еврейские лавки и требовали удалить всех евреев из города). В 1840 г. сабор отказался утвердить принятый в Венгрии (в административном отношении Хорватия являлась ее частью и в качестве таковой входила в состав Австрийской империи) закон об отмене «сбора за терпимость»; это было сделано лишь шесть лет спустя, причем с евреев взыскали остававшийся за ними долг за предыдущие годы. В 1840 г. евреи получили право заниматься ремеслом без ограничений, однако в 1843 г. им запретили нанимать на работу подмастерьев-христиан. Еврейское население Хорватии большей частью приветствовало революцию 1848 г., однако она не дала им гражданского равноправия (в Хорватии, фактически отделившейся в марте–июне 1848 г. от Венгрии, этот вопрос даже не обсуждался) и лишь привела к усилению антисемитизма: евреев заставили покинуть Вараждин, а когда изгнанники попытались поселиться в Загребе, их не пустили в город. В период реакции, наступившей вслед за поражением революции, многие из заведенных ранее дискриминационных антиеврейских законов были вновь подтверждены, однако в феврале 1860 г. начался процесс их отмены, который завершился в декабре 1867 г. Постановление об окончательной эмансипации хорватского еврейства сабор принял лишь в октябре 1873 г.
В 19 в.— начале 20 в. численность еврейского населения Хорватии быстро росла, главным образом за счет притока переселенцев из Венгрии, Чехии и других стран: в 1835 г. она составила 1610 человек, в 1870 г. — около десяти тысяч, в 1880 г. — 13 488, в 1890 г. — 17263 человека, в 1910 г. — около 26000 человек (1% всего населения). В Загребе в 1835 г. проживали 234 еврея, в 1880 г. — 1285 евреев, в 1890 г. — 1924 еврея, в 1910 г. — 4233 еврея; в Осиеке в 1852 г. — 160 еврейских семей, в 1880 г. — 1900 евреев (8% всего населения), в 1900 г. — 2070 (8,3%), в 1910 г. — 2370; в Риеке в 1868 г. — 489 евреев, в 1895 г. — 1609, в 1900 г. — 2000, в 1910 г. — 1696; в Чаковце в 1845 г. — 108 евреев, в 1857 г. — 170, в 1910 г. — 300; лишь в Сплите, экономическое значение которого стало сходить на нет, число евреев несколько уменьшилось. Во многих городах были построены синагоги, начали действовать еврейские похоронные братства (см. Хевра каддиша) и благотворительные организации, открылись еврейские школы. Повысился образовательный уровень еврейства (уже к середине 19 в. начальное светское образование получали около 50% еврейских детей, а в 1910 г. грамотные составляли 87,7% еврейского населения, в Вараждине — 90%), укрепился его социальный статус: в ряде городов (Загребе, Осиеке, Вараждине и других) среди евреев появилось большое число богатых предпринимателей, коммерсантов, финансистов, а также представителей свободных профессий (врачей, адвокатов, журналистов, художников). Евреи внесли значительный вклад в индустриализацию Хорватии, развитие банковского дела, городского хозяйства, культуры: так, В. Шварц проложил (в Загребе) первую трамвайную линию, И. Штерн открыл первую радиостанцию, Ш. Бергер стал одним из создателей Хорватского этнографического музея (которому передал в дар свою коллекцию) и его первым директором. В Загребе и ряде других городов евреям принадлежала значительная часть типографий и книжных магазинов. В то же время среди самодеятельного еврейского населения (в небольших общинах — до 2/3) по-прежнему значительную часть составляли мелкие (и большей частью бедные) торговцы и ремесленники, а также работники сферы услуг.
В 1860-х гг. во многих еврейских общинах Хорватии развернулась борьба между «неологами» (реформистами; см. Реформизм в иудаизме. Теоретическое обоснование Реформизма) и ортодоксами (см. Ортодоксальный иудаизм); в большинстве случаев она завершалась расколом на «неологическое» большинство и ортодоксальное меньшинство. Во второй половине 19 в.— начале 20 в. значительная часть хорватского еврейства подверглась культурно-языковой ассимиляции, однако в Хорватии (в отличие, например, от Венгрии) переход в христианство и браки смешанные по-прежнему были сравнительно редки. В конце 19 в. Хорватия стала одним из крупнейших на Балканах центров еврейского национального движения. Раввины городов Осиека и Джяково А. Каминка и М. Эренпрайз приняли участие в работе 1-го Сионистского конгресса; идеи сионизма активно пропагандировало Литературное общество школьников, основанное в Загребе в 1898 г. Хорватские евреи, учившиеся в Вене, входили в сионистские студенческие кружки «Бар-Гиора» (сефардско-ашкеназские) и «Эсперанса» (сефардский). В первое десятилетие 20 в. сионистские ассоциации возникли во многих городах страны (в Загребе — Юдея, в Осиеке — «Теодор Герцль» и т. п.); в 1909 г. на съезде в Осиеке была учреждена Югославянская сионистская организация, в сферу деятельности которой вошли области Австро-Венгрии, населенные южными славянами: Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина. К началу Первой мировой войны признанным лидером сионистов Хорватии стал адвокат А. Лихт (1884–1948); в 1906–14 гг. под его редакцией в Загребе выходил сионистский ежемесячник «Жидовска смотра» (в Осиеке в 1909–10 гг. публиковалась еженедельная газета под тем же названием). Некоторые евреи Хорватии участвовали в социалистическом движении и лишь немногие поддерживали хорватских националистов. Хорватские националисты-усташи во время Второй мировой войны активно поддерживали гитлеровскую политику; марионеточный режим «независимой» Хорватии под руководством А. Павелича осуществлял геноцид еврейского населения. О евреях Хорватии в 1918–91 гг., в том числе о жертвах Катастрофы в Хорватии, см. Югославия.
В 1990-х гг. в независимой Республике Хорватия, существующей с середины 1991 г., проживало около 1500 евреев, в том числе в Загребе — около 1100, в Сплите — 165, в Осиеке — около 100, в Риеке — 80, в Дубровнике — 47. Еврейские общины действуют в Загребе, Сплите, Осиеке, Риеке, Дубровнике, Чаковце, Вировитице, Славонски-Броде и Даруваре; они образовали федерацию со штаб-квартирой в Загребе. Работает спортивный клуб «Маккаби», Общество еврейской культуры, Союз еврейских женщин, Союз еврейских студентов. Под эгидой загребской общины находились: детский сад, воскресная школа для детей в возрасте 7–14 лет, курсы еврейской истории и традиции, дом для престарелых, библиотека, художественная галерея; нерегулярно выходила газета «Билтен», литературно-художественный альманах «Омманут» и детский журнал «Мотек». В синагогах небольших городов богослужения проводились лишь по праздникам. В стране не было ни одного раввина; мацца и кашерное вино (см. Кашрут) доставлялись из Израиля.
По данным израильских демографов, в 2004 г. в Хорватии проживали 1700 евреев, три четверти из них — в Загребе. Всего в Хорватии насчитывается девять еврейских общин. Евреи Хорватии являются официально признанным национальным меньшинством, поэтому еврейские учреждения получают государственную финансовую помощь. К таким учреждениям в Загребе относятся: детский сад, дом для престарелых, различные еврейские культурные проекты (подробнее о жизни еврейской общины города см. Загреб). Община открыла летний лагерь на побережье Адриатического моря.
Около 80% евреев Хорватии состоят в смешанном браке, однако большинство супругов неевреев идентифицируют себя в качестве евреев. Многие молодые люди, у которых один родитель — нееврей, входят в еврейские общины. С 1999 г. главный раввин Загреба и Хорватии — К. Дадон. Многие евреи Хорватии возвращаются к еврейской религиозной жизни, но большинство из них далеки от религии.
В начале 2000-х гг. в Загребе был открыт научно-исследовательский Центр по изучению Катастрофы. В октябре 2001 г. хорватский историк И. Гольдштейн опубликовал книгу о Катастрофе в Хорватии. В 2002 г. в музее города Ясеновац были выставлены многие архивные документы и материалы, в которых рассказывается о концлагере, где были уничтожены большинство евреев Хорватии.
В 2006 г. в Хорватии торжественно отмечалось 200-летие со дня основания еврейской общины Загреба. Празднества начались с концерта Израильского филармонического оркестра под управлением З. Меты.
В Хорватии иногда проявляется тенденция отрицать или преуменьшать причастность режима А. Павелича к истреблению евреев. Эта тенденция нашла выражение и в книге Ф. Туджмана, бывшего президентом Хорватии до 1999 г. Лидеры хорватского еврейства считали предъявляемые Ф. Туджману обвинения в юдофобии необоснованными, тем более что впоследствии он принес извинения за свои «ненаучные» высказывания в адрес евреев.
С. Месич, ставший президентом после смерти Ф. Туджмана, во время официального визита в 2001 г. в Израиль заявил в Кнесете: «Как президент Республики Хорватия я от всего сердца осуждаю преступления, которые были совершены против евреев во время Второй мировой войны коллаборационистским правительством, которое... запятнало доброе имя Хорватии».
В августе 1991 г. в общинном центре Загреба и на еврейском кладбище города были взорваны бомбы, причинившие значительный ущерб. Во время обстрела Дубровника нерегулярными сербскими частями сильно пострадала старая синагога Дубровника (ценный памятник еврейской архитектуры) и еврейский общинный центр Сплита. Антисемитские инциденты в Хорватии достаточно редки. В начале августа 2006 г. руководство еврейской общины Загреба получило два письма, в которых содержались призывы «уничтожить евреев в отместку за палестинцев», а также тексты, отрицавшие уничтожение евреев во время Катастрофы. 5 августа 2006 г. в центре Загреба бандой скинхедов был избит помощник раввина Ц. Э. Аллони.
Израиль признал независимость Хорватии в начале 1992 г.; в августе 1997 г., после того, как Ф. Туджман принес свои извинения, между Израилем и Хорватией были установлены дипломатические отношения, однако планируемый визит президента Хорватии в Израиль вызвал резкие протесты некоторых представителей израильской общественности. Между двумя странами существует дружеские отношения, растет объем торговли между ними.