христианствующие
ХРИСТИА́НСТВУЮЩИЕ, группы евреев в 18–20 вв., последователи учений, сочетающих основные догматы христианства с элементами иудаизма. К деятельности христианствующих относятся и попытки создания специфически еврейских этнических церквей внутри существующих христианских конфессий. Некоторые христианствующие претендуют на преемственную связь с иудеохристианами первых веков н. э.
На протяжении веков различные христианские конфессии пытались (как с помощью насилия, так и методами пропаганды) обратить евреев в свою веру. Новообращенный должен был полностью воспринять новую религию, и всякое проявление еврейской религиозной или этнической самобытности преследовалось или не одобрялось.
К христианствующим можно причислить Я. Франка, который после своего официального перехода в католицизм в 1759 г. фактически создал новое синкретическое учение (франкисты называли его «эдомитской религией»). Оно совмещало в себе внешнюю христианскую форму с саббатианскими идеями (см. Саббатай Цви). В 1760 г. Я. Франк был арестован по настоянию церкви католической, обвинен в ереси и заключен в крепость. Франкизм продолжал существовать в течение длительного времени как среди евреев, так и среди христиан (потомков крещеных евреев-франкистов), однако влияние его на более поздние группы христианствующих было ничтожно.
В средние века крестившиеся евреи (кроме марранов, см. также Крещение насильственное), как правило, полностью ассимилировались, пытаясь стереть само воспоминание о своем еврейском происхождении. Еврейское происхождение новообращенных подчеркивалось только в случае, если они, подобно Шломо ха-Леви (1351–1435; после крещения Пабло де Санта-Мария, известен также как Павел Бургосский), Авнеру из Бургоса (Испания; 1270–1340?; после крещения Альфонсо де Вальядолид) или Иосефу Пфефферкорну, становились церковными экспертами по еврейским делам. В этом случае они, как правило, выступали с обвинениями и нападками на евреев, склоняя церковные власти к применению репрессивных мер против своих бывших единоверцев (см. Отступничество).
Новое время. Движение христианствующих в современном смысле зародилось в Англии в конце 18 в. – начале 19 в. На его возникновение влияли некоторые особенности английской религиозной жизни: сравнительная веротерпимость английского протестантизма, то обстоятельство, что на Британских островах действовало одновременно несколько протестантских церквей; глубокий интерес к изучению Библии. Решающим фактором, однако, являлось следующее: с середины 17 в. среди английских теологов, так же как среди широких слоев общества, распространилось убеждение в том, что слова Библии об избранности народа Израиля и его грядущем возвращении в Сион надо понимать буквально и они по-прежнему относятся к евреям, а не к христианской церкви как «новому Израилю». Таким образом, царство Божие на земле наступит лишь тогда, когда евреи проникнутся верой в мессианскую миссию Иисуса и Господь соберет Свой избранный народ на Святой земле, где будет восстановлено Израильское царство во главе с Мессией из дома Давида — вновь пришедшим на землю Иисусом (ср. Протестантизм; Сионизм. Зарождение сионизма. Начало поселенческой деятельности. Ховевей Цион).
В результате в Англии, а затем и в США возникли многочисленные общества, ставящие целью пропаганду христианства (в его протестантском варианте) исключительно среди евреев и создание в целях взаимной поддержки и облегчения вхождения прозелитов в новую среду объединений евреев-христиан.
Под влиянием подобных идей, а также идеи национального пробуждения народов, получившей распространение в 19 в., некоторые христиане еврейского происхождения пришли к мысли о необходимости существования евреев как отдельной нации и в рамках христианства и о создании собственно еврейского церковного объединения. Сначала такое объединение мыслилось в составе уже существующих христианских конфессий, а начиная с конца 19 в., благодаря деятельности О. Рабиновича (см. Новый Израиль), появилась идея создания еврейской церковной организации.
Начало движения христианствующих связано с именем уроженца земли Франкония в Германии Дж. С. Х. Ф. Фрея (1771–1837), до крещения носившего имя Иосеф Шмуэль Леви. В 1798 г. он принял крещение в лютеранской церкви, затем перешел в небольшую протестантскую организацию — Церковь объединенных братьев. В 1800 г. Фрей поступил в Германскую миссионерскую семинарию (не связанную с какой-либо определенной протестантской конфессией). В 1801 г. он предложил свои услуги Лондонскому миссионерскому обществу (основано в 1795 г.), которое безуспешно пыталось проповедовать христианство лондонским евреям. До 1807 г. ему удалось обратить лишь трех евреев, в том числе свою будущую жену (урожденную Ханну Кохен). В открытую им в 1807 г. школу записалось всего 12 еврейских детей. После того, как предложения Фрея о реформировании миссионерской деятельности были отвергнуты руководством Лондонского общества, Фрей вместе с небольшой группой последователей организовал Лондонское общество посещения и исцеления больных и страждущих и просвещения невежественных, особенно из еврейской нации, и был избран его президентом (1808). Первоначально оно действовало в рамках Лондонского миссионерского общества, связанного с диссентерами, но в 1809 г. было преобразовано в независимое Лондонское общество распространения христианства среди евреев, которое было открыто для представителей всех протестантских конфессий.
В 1813 г. в рамках общества произошло первое объединение крещеных евреев в отдельную церковную организацию — «Бней Аврахам» («Сыны Авраама»). Фрей был избран ее президентом. Были введены некоторые элементы иудаизма: днем молитвенных собраний, кроме христианского воскресенья, являлся также вечер пятницы. Когда в 1815 г. Общество распространения христианства среди евреев стало испытывать серьезные финансовые трудности и оказалось на грани банкротства, филантроп и религиозный деятель — англичанин Льюис Уэй (1773–1840) — взялся выплатить его долги. Через несколько месяцев общество стало действовать исключительно в рамках англиканской церкви, все не принадлежащие к ней сотрудники (кроме Фрея) были уволены. Члены организации «Бней Аврахам» перешли в англиканскую церковь. В 1816 г. Фрей, обвиненный в сексуальных домогательствах по отношению к прихожанкам, покинул Англию, чтобы избежать скандала.
В 1835 г. организация «Бней Аврахам» изменила название на Епископальная еврейская часовня общества Авраама. В качестве благотворительной организации Общество распространения христианства просуществовало около 25 лет.
На протяжении 19 в. руководство и основной штат Лондонского общества распространения христианства и аналогичных миссионерских организаций, возникших после него в англоязычных странах, составляли неевреи. Эти организации относились отрицательно к идеям какой-либо еврейской обособленности в рамках христианства, полагая, что после крещения евреи должны растворяться в среде христиан-неевреев. Создание специфически еврейских обществ для них было лишь вопросом тактики, облегчающей обращение.
Однако многие сотрудники этих организаций из числа крещеных евреев выражали поддержку идеям христианствующих. К их числу принадлежал знаменитый путешественник по странам Востока Дж. Вольф (1795–1862), одним из побудительных мотивов странствий которого был поиск пропавших колен Израилевых. Идею объединения христианствующих высказывали также некоторые миссионеры-неевреи.
В 1882 г. Г. А. Штерн (1820–85), немецкий еврей, крестившийся в 1840 г., который был ранее миссионером в Турции, Ираке и Эфиопии (среди эфиопских евреев), основал в Лондоне Еврейский христианский молитвенный союз, ставивший своей целью поддержку связей между крещеными евреями путем общей молитвы. Днем такой молитвы была избрана суббота.
Число членов этого объединения возросло с 143 в 1883 г. до 600 в 1890 г.; его отделения были созданы в Германии, Норвегии, Румынии, России, Эрец-Исраэль и США. К началу 20 в. организация прекратила свое существование. Однако этот союз, так же как и «Бней Аврахам», являлся лишь организацией взаимопомощи для людей, порвавших связи с прежним окружением. Он не ставил целью создание независимого еврейско-христианского конфессионального объединения.
Важный этап в развитии движения христианствующих связан с деятельностью двух протестантских священников еврейского происхождения: С. Шварца и Р. Х. Хешела. В 1865 г. они организовали в Лондоне Еврейско-христианский союз, задачей которого было объединение христиан еврейского происхождения. Первый печатный орган христианствующих — «Войс оф Израэль» издавался Р. Х. Хешелом в 1845 г., а в 1866 г. С. Шварц начал издавать журнал «Скеттерд нейшн». В 1866 г. Еврейско-христианский союз был преобразован в Еврейско-христианский альянс. В его учредительных документах подчеркивалось, что члены новой организации, став христианами, остались тем не менее евреями, что они «помнят о земле своих отцов и поддерживают чувство [еврейского] патриотизма». Члены альянса принадлежали к разным протестантским конфессиям.
Видную роль в движении христианствующих сыграла деятельность И. Э. Залкинсона (1820–83), уроженца Белоруссии, принявшего в Лондоне христианство (1849) и ставшего пресвитерианским пастором и миссионером среди евреев Вены. Несмотря на крещение, Залкинсон считал себя евреем. Он был страстно привязан к языку иврит, на который переводил произведения английских поэтов, в том числе У. Шекспира и Дж. Мильтона. Иврит, по его мнению, должен был заменить латинский язык в качестве священного языка христианской церкви. Залкинсон перевел на иврит Новый завет (1883, издан посмертно).
В 1893 г. в еврейском районе Лондона Ист-Энд протестантские миссионеры еврейского происхождения Д. Барон и С. А. Шонбергер основали миссионерское общество Еврейско-христианское свидетельство Израилю. Они были первыми, кто пытался проповедовать евреям христианство как еврейское учение, утверждая, что их цель — «показать как неевреям, так и евреям, что Христос и Израиль неразделимы».
В Северной Америке, куда с конца 19 в. переместился центр христианствующих, интерес к проблеме обращения евреев в христианство был связан с идеями милленаризма (вера в тысячелетнее царство Бога на земле), бытовавшими в Америке еще с колониальных времен. В 1816 г. американская религиозная писательница Ханна Адамс под влиянием автобиографии С. Фрея организовала в 1816 г. Бостонское женское общество распространения христианства среди евреев. Прибывший в США С. Фрей был с энтузиазмом встречен местными протестантами (не знавшими о причинах, заставивших его покинуть Лондон). В декабре 1816 г. в Нью-Йорке на собрании представителей всех протестантских конфессий было образовано Американское общество евангелизации евреев. Спустя полгода главным (и единственным) миссионером общества был назначен С. Фрей. Общество просуществовало до 1955 г. как миссионерская организация, большинство руководителей которой составляли неевреи.
Следующий этап в развитии движения христианствующих связан с деятельностью Дж. Леви (1855–1936), родившегося в Англии и принявшего крещение в епископальной церкви в США (1887). В качестве священника и миссионера епископальной церкви в США и Англии он проповедовал, что евреи, принявшие христианство, могут продолжать следовать обычаям и традициям иудаизма. Большинство миссионеров и священников еврейского происхождения резко выступили против этих взглядов, видя в них проявление старой «ереси иудействующих». Тем не менее в 1901 г. по инициативе Дж. Леви в Бостоне группой его единомышленников был основан Мессианский союз и принято решение о создании более широкой организации.
В 1903 г. в городе Маунтин-Лейк-Парк (штат Мэриленд) была созвана первая конференция еврейских христиан в США. Ее председателями были пасторы еврейского происхождения А. Р. Калделл и Л. Мейер (1862–1913). В своем вступительном слове А. Р. Калделл утверждал, что, становясь христианами, евреи не теряют своей национальной принадлежности. Одновременно участники конференции подчеркивали, что не стремятся к созданию какой-либо особой еврейской конфессии. Созданная ими организация оставалась в рамках фундаменталистского течения в американском протестантизме.
Лишь через 12 лет, в 1915 г., в Нью-Йорке был образован Еврейско-христианский альянс Америки, ставивший целью «установление связи между тысячами евреев, верующих в Иисуса и разбросанных по Северной Америке». Альянс намеревался распространить свою деятельность и на Южную Америку. Его председателем был избран Ш. Рохолд (1876–1931). Организация избегала использовать в качестве символа изображение креста. Однако предложения Дж. Леви о введении в богослужение элементов, заимствованных из иудаизма, и о возможности соблюдения членами альянса предписаний еврейской религии были отвергнуты подавляющим большинством голосов. Для основной части движения христианствующих было характерно также резко отрицательное отношение к Талмуду и ортодоксальному иудаизму. Во многом благодаря усилиям Дж. Леви, в Лондоне в 1921 г. состоялась международная конференция евреев-христиан, на которой делегатами из 18 стран был образован Международный еврейско-христианский альянс. Его председателем был избран Л. Левинсон (1881–1936), родившийся в Цфате в еврейской семье. Он поддерживал движение политического сионизма и идеи образования отдельных еврейских конгрегаций в рамках церкви.
На конференции в Лондоне рассматривался вопрос о возможности приема в члены альянса католиков и православных еврейского происхождения и было решено, что в организацию войдут только протестанты. В принятой конференцией программе Альянса говорилось, что одной из его целей является поддержка евреев-христиан, желающих принять участие в сионистском движении и добиться для них в нем равных прав в рамках Декларации Бальфура.
До начала Второй мировой войны отделения Международного альянса, кроме ранее существовавших в США, Канаде и Великобритании, были созданы еще в 18 странах. В 1935 г. его миссионеры начали действовать в Аргентине, в 1960-х — в Уругвае. В 1960 г. был организован Аргентинский еврейско-христианский альянс. К 1991 г. отделения Международного еврейско-христианского альянса существовали в Великобритании, США, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, а также в странах Южной Америки и Европы.
Хотя первая организация, включавшая в свое название слова «еврейская христианская церковь», возникла еще в 1885 г. в Нью-Йорке, а в дальнейшем число таких организаций увеличилось, все они представляли собой лишь миссионерские общества, ставившие целью обращение евреев в различные протестантские конфессии. В 1934 г. в Чикаго пастором еврейского происхождения Д. Бронштейном была создана Первая еврейско-христианская пресвитерианская церковь Чикаго.
Первая независимая от других церквей Американская еврейско-христианская церковь была основана в 1960 г. в Цинциннати (штат Огайо) крещеным евреем М. Черновым. Число ее прихожан не превышало 50, из них лишь половину составляли евреи. Впоследствии подобные церкви возникли в Майами, Филадельфии, Вашингтоне и некоторых других городах. Известную роль в привлечении американских евреев к идеям христианствующих и в развитии в 1960-х гг. «мессианского» направления христианствующих сыграла трилогия Ш. Аша о возникновении христианства. Некоторые еврейские критики обвиняли писателя в склонности к христианству, однако Ш. Аш отверг эти обвинения.
В 1960 г. в Фениксе (штат Аризона) евангелистом еврейского происхождения Л. Капланом была основана первая радио- и телестанция, пропагандирующая идеи христианствующих, — «Еврейский голос». В середине 1980-х гг. в США имелось 70 отделений этой станции.
С конца 1960-х гг. среди христианствующих в США все большую популярность приобретают идеи включения в христианскую практику элементов, заимствованных из талмудического иудаизма. Сторонники этих идей (которые проповедовал еще М. Леви в начале 20 в.) вместо прежнего самоназвания «еврейские христиане» используют термины «мессианские евреи» и «мессианский иудаизм». От прежних течений христианствующих «мессианский иудаизм» отличается своим радикализмом и агрессивным стилем пропаганды. Церкви его сторонников стали именоваться «синагогами», крещение называется «микве-брит» (см. Микве; Обрезание), или «церемония духовного обрезания»; Иисус именуется Иешуа ха-Машиах (см. Мессия); отмечаются еврейские праздники Рош ха-Шана, Ханукка; проводится седер Песах в христианизированном варианте; днем молитвенных собраний вместо воскресенья стала суббота; богослужение ведется на иврите, используются таллиты, тфиллин и даже Сефер-Тора, а кроме того еврейские символы — маген-Давид, шофар, менора; крест и другие христианские символы не употребляются вовсе. Руководители общин этого направления христианствующих называют себя раввинами. В пропаганде для привлечения новых последователей избегается всякое упоминание о христианстве и христианских догматах. Обращаясь к ассимилированным евреям, имеющим слабое представление о еврейской религии, христианствующие этого направления пытаются создать впечатление, что они являются представителями нормативного иудаизма.
Организационно это направление христианствующих окончательно оформилось к середине 1970-х гг. В начале 1960-х гг. Манни Бротман, выпускница еврейского отделения одного из центров протестантского фундаментализма «Муди Байбл инститьют» в Чикаго, организовала группу по изучению Евангелия под названием «Шалом» и молодежное отделение Американского еврейско-христианского альянса. В 1975 г. члены этого отделения получили большинство в руководстве организации, которая стала называться Мессианский еврейский альянс Америки (Messianic Jewish alliance of America). Некоторые из его прежних членов, не согласные с новой политикой, покинули организацию.
Существуют еще две организации, объединяющие последователей «мессианского иудаизма» в США и Канаде: Мессианское еврейское движение (The Messianic Jewish movement) и Союз еврейских мессианских организаций (Union of Messianic Jewish congregations).
Одной из самых активных общин «мессианских евреев» является группа «Евреи за Иисуса», основанная в 1970 г. в Калифорнии М. Розеном. Другой ведущей организацией этого направления является община «Бней Иешуа» («Сыны Иисуса») с центром в штате Нью-Йорк.
Для противодействия деятельности христианствующих еврейскими общинами США была создана организация «Евреи за иудаизм», руководителем которой является М. Пауэрс. В 1986 г. по инициативе раввина движения Хабад Ш. Аркуша подобная организация под названием «Операция `Иудаизм`» была создана и в Лондоне.
В конце 1990-х гг. в США существовало около 100 общин христианствующих, из них около 80–90 принадлежало к «мессианскому» направлению, а остальные — к традиционному течению «евреев-христиан», не использующих символику иудаизма.
Большинство руководителей протестантских церквей, а также миссионерских организаций выступили против «мессианского иудаизма». «Мессианские евреи» отвергают эти обвинения, подчеркивая свою верность главным догматам христианства (в протестантском истолковании).
С начала 1990-х гг. разные организации христианствующих, в основном «мессианского» направления, развернули деятельность на территории бывшего Советского Союза. Наибольшую активность проявляет организация «Евреи за Иисуса», которая опирается на баптистскую церковь. Первое отделение организации в Советском Союзе было основано в 1991 г. в Одессе. С 1993 г. центр находится в Москве. «Мессианские» общины действуют во многих городах СНГ, в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Кировограде, Чернигове, Минске, Воронеже, Баку. Отделения организации имеются также в Литве и Латвии. Миссионеры проводят активную работу как среди евреев, так и среди неевреев. Широко распространяется христианская литература. Регулярно, начиная с 1993 г., в нескольких крупных городах СНГ проводятся музыкальные фестивали «мессианских евреев», организуются различные курсы, занятия для детей, молодежные лагеря. В Москве и Санкт-Петербурге действуют колледжи, в которых готовят миссионеров. Подготовка русскоязычных миссионеров для работы в СНГ проводится и в США.
Среди прихожан «мессианских» общин в СНГ число евреев составляет около 20%. Несмотря на то, что в начале 20 в. по внешней обрядности христианствующие были намного ближе к традиционному христианству, большинство членов их общин составляли евреи. Среди современных последователей «мессианского иудаизма» в США евреи составляют около 40%, в СНГ — около 20%, в Израиле — около 60% (см. также ниже). Большая часть молодежи различных общин христианствующих присоединяется к обычным протестантским конфессиям. Лидеры христианствующих считают евреем всякого, кто заявляет о своем еврейском происхождении (независимо от того, кто из его предков был евреем), а также всякого, кто входит в их общину и становится таким образом евреем «духовно» (независимо от своего происхождения).
В Эрец-Исраэль первое объединение христианствующих было создано в 1931 г.; в 1933 г. оно приняло название Еврейско-христианский альянс Палестины и Ближнего Востока. Всего в период британского мандата в Эрец-Исраэль было около 200 христиан еврейского происхождения, среди них — сотрудники британской администрации и иностранных миссий. Перед окончанием срока мандата практически все христианствующие эвакуировались в Англию.
В 1958 г. община христианствующих была официально зарегистрирована в Иерусалиме. В 1970 г. финские протестанты основали в 15 км от Иерусалима мошав Яд ха-Шмона. В 1979 г. там поселились также евреи-христианствующие; в конце 1990-х гг. там жили несколько десятков человек; мошав является одним из центров христианствующих в Израиле.
В середине 1990-х гг. в Израиле насчитывалось около 40 общин христианствующих, большинство — «мессианского» направления. Число христианствующих в Израиле — около двух-трех тысяч. Действует несколько колледжей, в которые приезжают христианствующие из других стран. Разные организации христианствующих ведут миссионерскую работу; издается несколько периодических изданий, в том числе на русском языке.
Оценка численности христианствующих представляет сложность, так как статистика, как правило, не проводит различия между христианствующими и просто крещеными евреями, а данные, приводимые организациями христианствующих и миссионерами, часто преувеличены.
В 1935 г. Американский еврейско-христианский альянс насчитывал двести членов; перед началом Второй мировой войны — около двух тысяч, а в 1961 г. — менее одной тысячи. Число членов Международного альянса в 1961 г. составляло около одной–двух тысяч. В начале 1990-х гг. число евреев — членов движения христианствующих в США, где сосредоточено их большинство, составляло около двадцати тысяч человек.
Вне рамок протестантизма попытки создания особых еврейских религиозных объединений христиан практически не предпринимались. В католической церкви (см. Церковь католическая) в новейшее время имеются отдельные представители духовенства (иногда занимающие видное место в церковной иерархии, см., например, Ж. М. Люстиже), которые демонстративно пытаются сочетать верность католической церкви с еврейским национальным самосознанием; они считают себя евреями и настаивают на том, чтобы их признавали евреями и в соответствии с законами Государства Израиль. Наиболее известный пример — католический священник О. Руфайзен (брат Даниэль; см. Отступничество, Закон о возвращении, Христианство). В православной церкви лишь сторонник экуменического движения священник А. Мень высказывал идею создания автокефальной еврейской церкви Святого Якова. Эта идея, однако, не получила поддержки в церковных кругах (см. Православие. Русская православная церковь).
Христианствующие в России. Православная церковь до начала 19 в. не вела какой-либо целенаправленной пропаганды христианства среди евреев. Любое проявление новообращенными интереса к положениям своей прежней религии воспринималось с подозрением и каралось. Так, в 1786 г. в тюрьме Соловецкого монастыря содержался крещеный еврей Павел Федоров, которого заключили туда, так как церковные власти опасались, что он может вернуться к вере отцов.
Положение изменилось в царствование Александра I. В марте 1817 г. был опубликован (на русском, немецком и польском языках) указ об учреждении Комитета опекунства израильских христиан. В указе говорилось о том, что новообращенные, «отделяясь от своих собратий христианскою религией, лишают себя всякого с ними сообщества и не только теряют право на их помощь, но и подвергают себя разным с их стороны гонениям». Поэтому для облегчения участи крестившихся и для того, чтобы побудить других последовать их примеру, учреждались Общество израильских христиан и Комитет опекунства израильских христиан, призванный организовать это общество и направлять его деятельность. В общество должны были войти принявшие христианство евреи, причем из всех действовавших в России христианских конфессий. Каждая религиозная группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось выборное самоуправление, его члены должны были избрать из своей среды двух «начальников» и четырех «заседателей», действовавших под контролем петербургского Комитета опекунства. Практически речь шла о создании принципиально новой организации, которая объединяла бы все христианские конфессии, но состояла исключительно из крещеных евреев.
В члены Общества израильских христиан принимались и евреи — иностранные подданные. Новообращенные должны были селиться на специально выделенных им землях. Земля находилась в общинном владении, членам общества разрешалось «заводить на ней всякого рода селения, местечки и города», посторонние имели право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось заниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на территории всей империи), основывать промышленные предприятия. Они освобождались от местных налогов и повинностей. Члены общества и их дети полностью освобождались и от военной службы. Контроль над деятельностью общества был возложен на петербургский Комитет опекунства израильских христиан, было указано, что «никакое местное начальство там, где Общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его». Комитет должен был предоставлять отчет о своих действиях и расходах непосредственно императору. В его состав входили деятели Российского библейского общества, основанного в 1813 г. в целях распространения христианского учения среди народов империи и реорганизации религиозной жизни. Председатель Российского библейского общества, министр духовных дел и народного просвещения и обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын, ведавший и всеми еврейскими делами, стал также руководителем Комитета опекунства израильских христиан. В столице самих «израильских христиан» представлял особый выборный агент.
В 1818 г. Комитет опекунства израильских христиан начал свою работу. Чтобы подыскать подходящие для поселения земли, в Новороссийский край был командирован надворный советник Г. Мизко. Впоследствии он был назначен попечителем Общества израильских христиан с постоянным пребыванием в Екатеринославе (см. Днепропетровск). Решено было выделить крещеным евреям 26 тыс. десятин земли (земли эти были конфискованы как «излишние» у мариупольских греков). Из-за многочисленных протестов прежних владельцев земли перешли в распоряжение Комитета опекунства лишь в 1821 г. В целях пропаганды христианства среди евреев и разъяснения задач Общества израильских христиан комитет издавал книги (был выпущен, в частности, молитвенник на языке идиш). Среди изданий общества — один из основных катехизисов «израильских христиан» (В. Левенвальд, «Вероисповедание израильского христианина», СПб., 1832; параллельный текст на русском языке и на идиш).
Еврейское население, несмотря на беспрецедентные льготы, не откликнулось на призыв Комитета опекунства. Число подавших заявление о вступлении в Общество израильских христиан было очень невелико, значительную часть составляли, по-видимому, неевреи, стремившиеся ради получения льгот выдать себя за крещеных евреев.
В 1824 г. деятельность Комитета опекунства была приостановлена; Общество израильских христиан было упразднено в 1833 г. Неудача деятельности общества побудила Николая I перейти к политике, направленной на разрушение изнутри основ еврейской религиозной жизни.
В начале 1880-х гг., особенно после погромов 1881 г. на юге России, несколько представителей ассимилированной еврейской интеллигенции обратились к идеям христианствующих. В 1880 г. Я. Гордин создал «Духовно-библейское братство», просуществовавшее около 10 лет (см. также В. Португалов). В начале 1880-х гг. в Одессе возникла группа христианствующих Новый Израиль. Число членов обеих групп не превышало нескольких десятков человек.
О миссионерской деятельности русской православной церкви и обращении к христианству некоторых евреев в период упадка коммунистической системы см. Православие. Русская православная церковь.