Хургин Я‘аков Иехошуа
ХУРГИ́Н Я‘аков Иехошуа (1898, Яффа, – 1990, Тель-Авив), израильский писатель, литературовед. Писал на иврите. Его отец, Шмуэль Ицхак Хургин, был основателем первого религиозного учебного заведения в Яффе «Ша‘арей Тора», где Хургин учился до 12 лет. Отец привил сыну любовь к Библии, и библейское влияние заметно в его творчестве. В 1914 г. Хургин окончил учительскую семинарию в Иерусалиме и начал преподавать в иерусалимской школе для девочек. С началом Первой мировой войны Хургин был призван в турецкую армию и служил переводчиком в Ливане и Сирии. В 1918 г. Хургин добрался до Иерусалима, вступил в английскую армию, занявшую город, исполнял обязанности чиновника медицинской службы британской армии. По служебной надобности Хургин ездил по стране, бывал в арабских городах и деревнях, встречался с египетскими, сирийскими, армянскими, греческими и арабскими чиновниками, знакомился с жизнью, обычаями и языком различных этнических общин, что затем послужило основой его рассказов из жизни Эрец-Исраэль.
Уйдя в отставку из армии, Хургин поселился в Тверии, где в 1919–29 гг. преподавал иврит и литературу, был директором школы. В эти годы Хургин начал печатать в «Ха-Шиллоах» и в «Ха-По‘эл ха-ца‘ир» (см. Государство Израиль. Средства массовой информации) стихи и рассказы о жизни в Эрец-Исраэль, исполненные поэзии очерки из школьной жизни. В 1929 г. вышла его первая книга «Сиппурим» («Рассказы»), хорошо принятая читателями и критикой. В книгу вошли ранее опубликованные рассказы «Ма‘асе Халил» («Поступок Халила», 1927; «Сухейла», 1928).
В 1930 г. Хургин поселился в Тель-Авиве, в 1930–36 гг. преподавал в школе, затем в 1936–52 гг. жил в Рамат-Гане, сочетая преподавательскую деятельность с редакторской; возглавлял редакцию «Бустанай л-иладим» (1935–39) — детское приложение к журналу «Бустанай» — органу «Объединения фермеров» под редакцией М. Смилянского; редактировал еженедельник «Ха-Бокер л-иладим» (1944–48), который был детским приложением газеты общих сионистов («Ха-Ционим ха-клалиим»); Хургин был редактором-новатором, вводил новые рубрики и журналистские приемы. В 1951–54 гг. Хургин преподавал иврит и ивритскую литературу в Иешиве-университете в Нью-Йорке. После возвращения в Израиль стал профессором ивритской литературы в Университете Бар-Илан (1955).
Хургин был одним из создателей детской литературы на иврите в Эрец-Исраэль. В его книгах Эрец-Исраэль не волшебная страна, а место, где живут его герои — евреи, арабы и другие народности, где идет обычная жизнь. Исторические романы Хургина пронизаны гордостью за героическое прошлое еврейского народа. Рассказы Хургина, повествующие о повседневной жизни, часто строятся на материале, хорошо знакомом писателю: быт городских окраин или небольших поселений. В повествование иногда вплетен детективный сюжет. В его книгах происходят чудеса, удивительные превращения, позволяющие слабым добиться победы над злом, утвердить торжество справедливости. Читателям понравились свежесть языка Хургина, увлекательный сюжет, умение передать исторический фон, войти в атмосферу времени. Основные книги Хургина: «Хомат Агриппас» («Стена Агриппы», 1932) — о попытке царя Иудеи Агриппы I укрепить стены Иерусалима; «Ха-каннаим ха-це‘ирим» («Молодые зелоты», 1935, 1966) — рассказ от первого лица юноши по имени Гера о том, как он присоединился к группе зелотов; «Бе-мевуха» («В растерянности»), «Иерушалаим бе-лехавот» («Иерусалим в огне»), «Мот гибборим» («Смертью героев») — все 1936 г. — трилогия о восстании против римлян и гонениях после него. В 1938–40 гг. Хургин выпустил трилогию о враче доне Диего и его семействе в годы инквизиции и изгнания евреев из Испании. «Халом лейл Песах» («Сон в ночь Песах», 1943) — повесть о том, как царица озера Киннерет открывает юноше тайны погребенных сокровищ царей Израиля. Книга «Эл мелуха» («На пути к царству», 1944) рассказывает о юных годах Саула; «Тират кесеф» («Серебряный замок», 1945) — это рассказы и сказки о рыбаках, сиротах, князьях; «Ха-нави ми-Исфахан» («Пророк из Исфахана», 1951) — история жизни лжепророка Абу-Исы ал-Исфахани; «Яхалом ха-плаим» («Волшебный алмаз», 1955) — истории про гномов, детей и других. За эту книгу Хургин был удостоен премии имени И. Ламдана. «Ха-баллаш ми-шхунот ха-црифим» («Сыщик из квартала бараков», 1956) — о группе ребят, поймавших мошенника, и других приключениях; «Ме‘им карнот ха-мизбеах» («От рогов жертвенника», название — парафраз библейского стиха «От жертвенника Моего бери его [убийцу] на смерть», 1958) — историческая повесть о последних днях царя Давида; «Иерушалаим ве-Шомрон» («Иерусалим и Самария», 1968) — о миссии пророка Иеремии и многие другие книги. В 1943–44 гг. вышло собрание сочинений Хургина в двух томах. В 1952–56 гг. Хургин выпустил «Сифрият ха-ришоним» («Библиотека первопроходцев») — 17 брошюр о халуцим, почти все выпуски серии он написал сам.
Хургин опубликовал серии эссе на темы литературы и искусства, педагогики и сионизма. В ряде своих статей Хургин призывал к изменению школьных программ в духе всеобщего гражданского воспитания. Хургин умел писать о сионизме не с позиций той или иной партии, а подчеркивая то, что объединяет народ Израиля, поэтому его охотно печатали такие разные по направлению издания, как газеты «Ха-Арец», «Доар ха-иом», «Мознаим», «Ха-Ткуфа» (редактор Д. Фришман), «Ха-‘Олам» и многие другие. В 1963 г. отдельной книгой вышла «Галерия американит» («Американская галерея») — рассказы и репортажи из поездки по США.
Произведения Хургина переводились на идиш, венгерский, итальянский, испанский, английский, французский языки.