Цидкияху

ЦИДКИЯ́ХУ (צִדְקִיָּהוּ, также צִדְקִיָּה, Цидкия — буквально `Господь — моя праведность`), третий сын царя Иошияху (Иосии; I Хр. 2:15), последний царь Иудеи (597/6–587/6 до н. э.). Когда в 598/7 гг. Навуходоносор вторгся в восставшую против вавилонского (см. Вавилония) владычества Иудею, иудейский царь Иехояхин был вынужден капитулировать. Уведя Иехояхина в плен, Навуходоносор возвел на престол Иудеи его дядю Маттанию, имя которого было изменено на Цидкияху, что было символическим выражением вассального положения Цидкияху.

Цидкияху получил во владение страну, разоренную врагом и раздираемую внутренними конфликтами; ослабленная Иудея стала легкой добычей для соседей, в первую очередь идумеев (см. Эдом). Десять тысяч человек (в том числе сановники, высшее жречество, придворные, отборные войсковые части и оружейные мастера) были угнаны в Вавилонию (см. Пленение вавилонское); управление страной перешло в руки людей, не обладавших достаточным административным и военным опытом. Сам Цидкияху, которому во время восшествия на престол был 21 год, не обладал ни опытом, ни личными качествами, которых сложившаяся ситуация требовала от лидера. Более того, плененный Навуходоносором Иехояхин продолжал носить титул царя Иудеи в изгнании, где изгнанники оказывали ему царские почести, а в самой Иудее многие надеялись на его возвращение и восстановление на троне (Иер. 28). Цидкияху был склонен следовать совету пророка Иеремии и не восставать против Вавилонии, однако не сумел противостоять требованиям своих военачальников и в 589/8 гг. (II Ц. 24:20) бросил вызов Вавилонии (Иер. 38:5).

По всей видимости, Цидкияху полагался на обещание помощи со стороны фараона Хофры (ср. Иер. 44:30); возможно, что также Тир и Аммон участвовали в восстании.

В ответ на восстание Навуходоносор осадил Иерусалим. Фараон Хофра направил войска на помощь Иудее; по прибытии египтян вавилоняне сняли осаду (Иер. 37:5; Иех. 17:29–32), однако возобновили ее после их ухода. Одновременно с осадой Иерусалима, которая длилась два с половиной года, войска Навуходоносора взяли один за другим укрепленные города Иудеи (Иер. 44:2). В Иерусалиме начался голод, еще более усилившийся вследствие притока беженцев (Иер. 37:21; 52:6; II Ц. 25:3).

В девятый день месяца таммуза 586 г. до н. э. стена Иерусалима была пробита. Цидкияху со свитой бежал, однако возле Иерихона беглецы были захвачены и доставлены в лагерь Навуходоносора. Сыновья Цидкияху были убиты на его глазах, после чего он сам был ослеплен и отправлен в цепях в Вавилонию, где он умер (II Ц. 25:4–7; Иер. 39:4–7; ср. Иех. 12:1–14). В седьмой день месяца ав (см. Календарь) вавилоняне во главе с «начальником телохранителей» Навуходоносора, Невузараданом, разрушили Иерусалим, ограбили и сожгли Храм и увели в плен множество людей (II Ц. 25:11; ср. Иер. 52:29–30; см. Ава девятое). Иерусалимскую знать доставили в лагерь вавилонского царя и казнили (II Ц. 25:8–11). Иерусалим оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников в начале персидской эпохи.

В Аггаде Цидкияху выступает как грешник, заслуженно наказанный за свои богопротивные поступки. Когда Иерусалим пал, Цидкияху бежал из города через пещеру, тянувшуюся до самого Иерихона, однако Бог послал в вавилонский стан оленя, преследуя которого вавилонские воины достигли выхода из пещеры в тот самый момент, когда Цидкияху вышел из нее (Раши, II Ц. 25:4). Аггада сравнивает царства в Израиле с фазами луны: яркий свет царства Соломона был подобен полнолунию; этот свет постепенно сходил на нет, пока не сменился полной тьмой с ослеплением Цидкияху (Исх. Р. 15:26).

Смотрите также

Царей книга

Це‘ирей Цион

Цейтлин Лев

Центр современной еврейской документации

Цур Я‘аков