Цирельсон Иехуда Лейб
ЦИ́РЕЛЬСОН Иехуда Лейб (1859, Козелец, Черниговская губерния, – 1942, Кишинев), галахист, раввин, общественный деятель и писатель. С раннего детства проявил выдающиеся способности в учебе. В 1879 г. возглавил общину города Прилуки на Украине (получив смиху, был избран духовным раввином), а в 1907 г. получил также должность казенного раввина. Находился в переписке с многими раввинами России и Западной Европы по различным вопросам Галахи. Приобрел известность как блестящий оратор, публиковал статьи, эссе и стихи в газетах и журналах на иврите: «Ха-Маггид», «Ха-Цфира», «Ха-Мелиц», «Ха-Зман» и др., и статьи на идиш — в ортодоксальной варшавской газете «Дер юд». В 1902 г. вышел в свет сборник стихотворений и эссе Цирельсона «Дерех слула» («Проторенный путь»). Позже были опубликованы его брошюры на русском языке «Русско-японская война» (1904) и полемический трактат об организации еврейских общин «Анализ мыльных пузырей» (Одесса, 1908).
В 1897 г. Цирельсон присоединился к призыву раввина Ш. Могилевера о поддержке сионистского движения. В августе 1898 г. принял участие в 1-й Всероссийской сионистской конференции в Варшаве. Цирельсон совместно с полтавским раввином Э. А. Рабиновичем (1862–1917) возглавил группу из десяти раввинов, участников конференции (всего там было 14 раввинов), которые резко выступили против культурно-воспитательной сионистской (см. Сионизм) деятельности. Группа потребовала, чтобы культурной работой в сионистском движении занималась раввинская комиссия (ва‘ад раббаним). Когда на 5-м Сионистском конгрессе (декабрь 1901 г., Базель) была принята резолюция демократической фракции о развертывании светской сионистской системы образования, Цирельсон присоединился к религиозным сионистам, которые учредили в декабре 1902 г. в Вильне организацию Мизрахи. Однако в ходе полемики со светскими сионистами Цирельсон вообще разочаровался в сионизме и в дальнейшем принял участие в создании несионистского ортодоксального движения Агуддат Исраэль, был делегатом его 1-го конгресса (Катовице, 1912), председательствовал на конгрессах движения в Вене (1923 г. и 1929 г.).
В 1908 г. Цирельсон стал духовным и казенным раввином Кишинева. В 1910 г. он был назначен председателем Шестой раввинской комиссии (см. Россия), собравшейся в Санкт-Петербурге. В качестве полномочного представителя еврейских религиозных общин России Цирельсон выступал с резкими протестами в российской прессе против кровавого навета в период подготовки процесса М. Бейлиса (1911–12).
С начала Первой мировой войны Цирельсон возглавил филантропическую деятельность по организации помощи жертвам военных действий и погромов; она продолжилась и после отделения в 1918 г. Бессарабии от России и вхождения ее в состав Румынии. Фактически Цирельсон исполнял с этого времени обязанности главного раввина Бессарабии. Он выучил румынский язык и в 1922 г. был избран депутатом парламента Румынии, а в 1926 г. — сенатором от Кишинева. Однако от звания сенатора он демонстративно отказался после того, как в официальном парламентском вестнике не было опубликовано его выступление против юдофобии.
Цирельсон пользовался большим уважением в ортодоксальных кругах, его сборник респонсов «Гвул Иехуда» («Ограничение Иехуды», 1906; 2-е издание — 1912), сборник респонсов и проповедей «Ма‘архей лев» («Предположения сердца», 1932), сборник респонсов и речей «Лев Иехуда» («Сердце Иехуды», т. 1 — 1935, т. 2 — 1961), сборник проповедей «Хегйон лев» («Помыслы сердца», 1929) были очень популярны. Его избрали президентом правления Большой синагоги в Вене. Цирельсон уделял большое внимание еврейскому образованию в Румынии, он был инициатором создания ортодоксальной гимназии в Кишиневе. Несмотря на разногласия с сионистами, Цирельсон всячески содействовал алие из Румынии, особенно в годы, предшествовавшие Катастрофе.
Погиб в октябре 1942 г. от рук нацистов.