Цунц Леопольд
ЦУНЦ Леопольд (Иом Тов Липман; Zunz, Leopold; 1794, Детмольд, германское княжество Липпе-Детмольд, – 1886, Берлин), историк, один из основателей науки о еврействе. Его отец, Менахем Мендл Иммануэль Цунц (?–1803), был большим знатоком Талмуда. Семья была небогатая, и после смерти отца мать Цунца отдала сына в основанную банкиром Х. Самсоном талмуд-тору для бедных детей в городе Вольфенбюттеле (герцогство Брауншвейг); его одноклассником был Й. М. Йост. Оба мальчика жили в синагоге и занимались при свете поминальных свечей. В 1807 г. в школу был приглашен педагог-маскил (см. Хаскала) Ш. М. Эренберг, и уровень преподавания повысился. В 1809 г. Цунц одним из первых евреев в Германии поступил в гимназию Вольфенбюттеля. Помимо общих наук он самостоятельно изучал и еврейские.
В 1815 г., окончив курс гимназии, Цунц переехал в Берлин и поступил в университет (изучал философию, юриспруденцию, библейскую критику и экзегезу). Одаренному юноше оказал покровительство староста городской общины Р. Ш. Гомперц; он привлек Цунца к кружку лиц, выступавших за реформу религиозного быта евреев. Цунц поселился в доме Генриетты Герц в качестве домашнего учителя. В 1817 г. он был назначен проповедником в реформистскую синагогу филантропа И. Якобсона (1768–1828; см. Реформизм в иудаизме); в том же году синагога была закрыта прусскими властями по требованию еврейских ортодоксов. В 1818 г. Цунц оставил дом Г. Герц (которая приняла христианство) и занялся изучением раввинистической литературы, для заработка сотрудничал в немецкой газете «Хауде унд шпенерше цайтунг».
В 1818 г. вышла в свет брошюра Цунца на немецком языке «Нечто о раввинистической литературе по сведениям некоего древнего и доселе не опубликованного произведения», которая произвела подлинный переворот в еврейской мысли периода Хаскалы и стала программой складывавшейся науки о еврействе. Цунц выдвинул лозунг национальной реконструкции еврейского литературного наследия, он впервые четко сформулировал требование соблюдать в еврейских исследованиях общенаучные методы и приемы.
После погромов хеп-хеп (1819) Цунц с группой единомышленников организовал Общество по улучшению положения евреев в Германском союзе, председателем которого был избран Э. Ганс (1798–1839). В 1821 г. оно приняло название Общество культуры и науки евреев. Было заявлено, что основные задачи общества — поощрение исследований еврейской цивилизации, а также содействие реформам в иудаизме. Важным достижением общества был выпуск в свет первого (и единственного) номера журнала «Цайтшрифт фюр ди виссеншафт дес юдентумс» (1822–23) под редакцией Цунца, это был первый шаг по реализации программы, сформулированной в брошюре «Нечто о раввинистической литературе». В журнале были опубликованы три работы самого Цунца: «Рабби Шломо бен Ицхак» (о Раши), «Основы еврейской статистики» и «Об испанских и провансальских топонимах, упоминаемых в еврейской письменности». Хотя общество распалось уже в 1824 г., оно оставило значительный след в истории науки.
В 1826 г. Цунц занял пост директора общинной школы в Берлине, но в 1830 г. по настоянию ортодоксов был уволен. Занимался частным преподаванием, в 1834–35 гг. ездил по городам Европы с публичными лекциями о Псалмах, в 1835–36 гг. был проповедником пражской реформистской общины. Все это время Цунц не прекращал научной работы. В 1832 г. вышла в свет монография «Еврейская проповедь в историческом развитии», посвященная истории гомилетической литературы (2-е изд. — 1892). В 1837 г. в Лейпциге было опубликовано классическое исследование Цунца «Имена евреев» — исторический обзор еврейской антропонимии, который не утратил актуальности и в конце 20 в. В том же году под редакцией Цунца вышел новый перевод Библии на немецкий язык, в котором ученый выступил как переводчик и комментатор Хроник книги. Перу Цунца принадлежат также исследования «Хронология всего Священного Писания» (1838), «Географическая литература евреев», «География Палестины по еврейским источникам» (1840). Первый период научной деятельности Цунца завершился сборником статей «Об истории и литературе» (1845), объединившим этюды в области еврейской цивилизации.
С 1840 г. по 1850 г. Цунц руководил Еврейской учительской семинарией в Берлине; в 1850 г. берлинская община выделила ему почетную пенсию, чтобы он мог заниматься только научной деятельностью. К этому времени Цунц разочаровался в реформе иудаизма и сосредоточил свое внимание на науке, считая, что лишь народное самосознание, основанное на доскональном знании своего прошлого, способно уберечь евреев от ассимиляции и вырождения.
Основным предметом исследований Цунца во второй период его творческой деятельности стала жизнь средневекового еврейства. Находясь под влиянием романтической школы, Цунц рассматривал еврейскую жизнь главным образом сквозь призму литургической поэзии средневековья (исследовано более пяти тысяч произведений). Мастерские переводы около 400 поэм, точные комментарии и анализ текстов получили заслуженное признание современников. Главные труды Цунца: «Синагогальная поэзия средневековья» (1855), «Ритуал синагогальной службы в историческом развитии» (1859), «Литературная история синагогальной поэзии» (1865) и «Еще о литературной истории синагогальной поэзии» (1867), «Проповедническая поэзия Израиля» (1870). Однако Цунц по-прежнему проявлял интерес к широкому спектру проблем иудаистики, о чем свидетельствуют многочисленные статьи. В общественной деятельности ученый отстаивал идеи демократии и либерализма, участвовал в событиях революции 1848 г.
В 1864 г. в честь 70-летия Цунца и для поддержания исследований по иудаистике в Берлине был основан Институт Цунца К 90-летию со дня его рождения (1884) Институт выпустил сборник научных работ «Тиф’ерет сеива» на иврите и немецком языке. После смерти ученого его архивы были сданы в Институт и хранились в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс. В 1939 г. архивы были перевезены в Иерусалим и находятся в Еврейской национальной и университетской библиотеке.