Цхинвали

ЦХИНВА́ЛИ (в 1934–61 гг. — Сталинири), город (с 1922 г.) в Восточной Грузии, в 1922–91 гг. — центр Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР.

Предполагается, что евреи (см. Грузинские евреи) поселились в Цхинвали с давних пор. В средние века они занимались торговлей как местной, так и, по-видимому, международной, о чем свидетельствуют найденные в Цхинвали и в его окрестностях арабские, византийские, турецкие, персидские (эпохи Сасанидов) монеты. В 1664 г. царица Мария подарила монастырю Светицховели (город Мцхета) шесть крепостных евреев из Цхинвали, занимавшихся торговлей. В конце 18 в. царица Дареджан владела в Цхинвали семью семьями крепостных евреев-торговцев. В документах этого периода упомянуты имена еще нескольких евреев, проживавших в Цхинвали. Сохранилось свидетельство (от 1792 г.) того, что евреи Цхинвали занимались продажей изделий из хлопка. В 19 в. еврейское население города значительно выросло. До 1864–65 гг. евреи Цхинвали и прилегавшего к нему района были крепостными (как и абсолютное большинство грузинских евреев, делившимися на три категории: царские, помещичьи и церковные. Так как церковная зависимость считалась самой легкой, то многие евреи Цхинвали при возможности избирали ее. Так, например, семья церковных крепостных Манашерашвили была обязана в течение года предоставлять пять фунтов воска церкви, после чего была свободна от всех крепостных повинностей. В Цхинвали проживали также и свободные евреи-торговцы, по-видимому, выкупившие себя из крепостной зависимости. Крепостные евреи в Цхинвали и в его окрестностях в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей. После освобождения крестьян в Цхинвали и окрестностях (1864–65) отдельные семьи евреев из Цхинвали приобрели земельные участки близ города (деревни Земо Хвити, Тамарашени и другие) и с большим успехом занимались сельским хозяйством. Крестьяне — выходцы из одного села переселялись единой группой в Цхинвали, как и в другие города Грузии, где стремились основывать собственные синагоги. Это способствовало тому, что в 1870-е–1880-е гг. окончательно сформировалась структура еврейской общины города. К концу 19 в. в Цхинвали было шесть синагог.

Процесс урбанизации грузинских евреев привел к появлению среди них среднего класса — в Цхинвали евреи владели кирпичным заводом и другими предприятиями, им принадлежали почти все мануфактурные магазины. В Цхинвали были две пекарни по выпечке маццы, которая считалась лучшей по качеству в Восточной Грузии.

Большинство сапожников, шапочников, портных, пекарей и мясников Цхинвали были евреи. Однако основным занятием евреев Цхинвали была торговля (большей частью вразнос; см. Коробейничество). Часто евреи-коробейники становились жертвами грабителей; были также случаи, когда грузинские дворяне отбирали у евреев их товар.

В конце 1890-х гг. раввином Цхинвали был избран ученик раввина И. Э. Спектора, раввин Аврахам ха-Леви Хволес (1857–1931). Единственным языком общения между ним и его общиной был иврит, и со временем число пользовавшихся этим языком среди евреев Цхинвали значительно возросло. В 1906 г. Хволес открыл в Цхинвали первую для грузинских евреев талмуд-тору, в которой училось около 400 учеников, не только из Цхинвали, но и из других населенных пунктов Восточной Грузии. Впервые в истории грузинских евреев он ввел обучение девочек, пригласив для этого учительницу иврита. Благодаря его просветительской деятельности город в среде грузинских евреев стали называть «Вторым Иерусалимом».

Для более широкого приобщения местных евреев (в основном занимавшихся торговлей) к ремесленному труду Хволес привлек мастеров-учителей к обучению мальчиков сапожному ремеслу, дублению кож, мыловарению и другим ремеслам. Лучших учеников Хволес отправлял в литовские иешивы для продолжения обучения и получения раввинского звания (см. Смиха).

В начале 20 в. евреи были самой большой этнической группой среди населения Цхинвали. Так, в 1917 г. из 900 дворов — 346 были еврейскими, то есть 38,4% (грузинскими — 34,4%, армянскими — 17,7%, осетинскими — 8,8%). При советской власти процент евреев в населении города уменьшился и составлял к началу 1970-х гг. около 25%.

Если на начальном этапе «советского строительства» власти не очень активно вмешивались во внутреннюю жизнь еврейской общины, то с конца 1920-х гг. в качестве своего идеологического противника в среде грузинских евреев они рассматривали религию. Однако благодаря Хволесу и его ученикам традиционное еврейское воспитание в Цхинвали продолжало оставаться до середины 1930-х гг. на высоком уровне. В сентябре 1937 г. в Цхинвали были арестованы девять хахамов (двое из них — ашкеназы) и расстреляны без суда в тюрьме. Из шести действующих синагог со временем осталась одна (пять были закрыты по распоряжению властей). Несмотря на это, большинство местных евреев продолжали в большей или меньшей степени соблюдать традиционный еврейский образ жизни.

С начала 1970-х гг. началась алия евреев Цхинвали; к середине 1990-х гг. большинство евреев города переселилось в Израиль.

Вследствие межнационального конфликта между грузинами и осетинами, вспыхнувшего при распаде Советского Союза (начало 1990-х гг.), евреи (как грузиноязычное население) вместе с грузинами вынуждены были покинуть Цхинвали. Одним из последних оставил город раввин Х. А. Манашеров (1912–95).

Выходцами из Цхинвали были многие общественные деятели, писатели и актеры, в том числе публицист и деятель сионизма Н. Элиашвили (1893–1929; с 1925 г. в Эрец-Исраэль), историк А. Крихели (1904–74; с 1973 г. в Израиле), писатели Аврахам (родился в 1924 г.) и Тамара Мамистваловы (оба в Израиле с 1974 г.), актеры Тобу и Кимано Крихели и другие.

Смотрите также

«Цеена у-реена»

Цим

Цова

Цор‘а

Цруфа