Чили

ЧИ́ЛИ, государство в Южной Америке. Этнические евреи жили на территории современной Чили с первых лет ее освоения европейцами. Родриго де Оргоньос, один из спутников Д. де Альмагро, открывшего Чили в 1535 г., и Диего Гарсия де Касерес, сподвижник конкистадора П. де Вальдивии, завоевавшего ее в 1540 г., были новыми христианами (среди потомков Д. Г. де Касереса — Х. М. Каррера и Д. Порталес, в будущем видные участники борьбы за независимость Чили). Страна находилась под юрисдикцией трибунала инквизиции, действовавшего с 1570 г. в Лиме и занимавшегося главным образом выявлением тайных приверженцев иудаизма. Однако в связи с удаленностью Чили и неэффективностью управлявшей ею испанской администрации число живших здесь марранов оставалось до конца 17 в. сравнительно велико; возможно, именно это побудило Шим‘она де Касереса (умер в 1704 г.; марран испанского происхождения, живший в Лондоне) предложить в 1656 г. лорду-протектору Англии О. Кромвелю план завоевания Чили при участии еврейского подразделения (которое Ш. де Касерес намеревался лично сформировать и возглавить). В 1627 г. инквизиция арестовала в городе Консепсьон известного писателя и врача Франсиско Мальдонадо да Сильву (1592–1639; сын маррана); он провел 12 лет в тюрьме, где, несмотря на многочисленные попытки католических теологов уговорить его вернуться в христианство, открыто исповедовал иудаизм, соблюдал длительные посты и даже сделал себе обрезание (протоколы допросов он подписывал так: «Эли Назарено, недостойный раб Бога Израилева, известный также как Сильва»). В 1639 г. да Сильва был выведен на аутодафе и сожжен на костре. В 1644 г. такая же судьба постигла врача Родриго Энрикеса де Фонсеку из Сантьяго, его жену и брата жены, Луиса де Риверсо (последний покончил с собой в тюрьме). В 1680 г. инквизиция конфисковала имущество капитана Леона Гомеса де Оливы, признанного виновным в возвращении к иудаизму. На исходе 17 в. трибунал в Лиме получил данные о том, что в Сантьяго и его окрестностях насчитывается 28 марранов; сведения о принятых в связи с этим мерах не сохранились. В 18 в. все марраны Чили ассимилировались (отмена инквизиции последовала здесь лишь в 1813 г., после провозглашения независимости страны). В 20 в. в Чили (в частности, в районе Куракаутин) были обнаружены группы иудействующих индейцев, которые утверждают, что их предков обратили в иудаизм марраны (подробнее см. Иудействующие).

Первая конституция независимой Чили (1833) провозглашала католицизм государственной религией и запрещала исповедание других религий; из-за этого евреи, исповедовавшие свою религию, не могли поселиться здесь. Лишь в 1865 г. был принят закон, разрешивший представителям других вероисповеданий проводить богослужения в частных домах и открывать частные школы; в 1880-х гг. в Чили начали прибывать еврейские иммигранты из России, а затем и из других стран Восточной Европы. Первоначально число евреев-переселенцев было очень невелико, но в начале 20 в. их приток в Чили усилился; вслед за ашкеназами в страну начали прибывать и сефарды (сравнительно большая группа выходцев из Македонии обосновалась в городе Темуко). В 1906 г. в Сантьяго впервые образовался миньян, в 1909 г. возникла первая еврейская организация — Сосьедад уньон исраэлита (Объединенное еврейское общество). Поскольку формально в Чили все еще не существовало свободы вероисповедания (она была законодательно закреплена лишь в конституции, принятой в 1925 г.), еврейские объединения принимали «нейтральные» названия типа Филармоника руса (Русское филармоническое общество; Сантьяго, 1911 г.) или Сентро маседонико (Македонский центр; Темуко, 1916 г.). В 1910 г. в Чили начал собирать пожертвования Еврейский национальный фонд, в 1911 г. появились первые сионистские кружки (см. Сионизм). В 1914 г. в Сантьяго открылась небольшая еврейская школа, в 1917 г. образовалось благотворительное общество Биккур-холим. В сентябре 1919 г. состоялся 1-й конгресс чилийского еврейства, участие в котором приняли делегаты из шести городов (как ашкеназы, так и сефарды), а также представители группы иудействующих индейцев Ихос де Сион (Сыны Сиона); конгресс принял решение о создании Сионистской федерации Чили, провозгласив ее единственным представительным органом чилийского еврейства (в дальнейшем федерация проводила подобные конгрессы ежегодно). В 1919 г. начали выходить еврейские газеты «Нуэстро идеал» и «Ренасимьенто» (обе — на испанском языке); в 1920 г. все ашкеназские ассоциации Сантьяго (где в основном поселились евреи) учредили Сиркуло исраэлита (Еврейский кружок), а студенты местного университета — Еврейский молодежный центр.

В 1910–20-х гг. численность еврейского населения Чили постепенно росла: в 1914 г. она составила около пятисот человек, в 1924 г. — примерно две тысячи, в 1929 г. — около 3,3 тыс. Евреи большей частью занимались мелкой торговлей, в том числе и вразнос (см. Коробейничество). В 1922 г. в Еврейском колонизационном обществе обсуждался проект создания в Чикаго сельскохозяйственных колоний, однако до его реализации дело не дошло. Наибольшим влиянием в среде чилийского еврейства пользовалось сионистское движение: в 1929 г. в Чили насчитывалось 1600 активных сионистов (плативших шекель); успешно проводились кампании по сбору пожертвований в Еврейский национальный фонд и Керен ха-иесод. В 1926 г. в стране начало действовать отделение ВИЦО, в 1928 г. — Еврейская молодежная ассоциация. В 1930–32 гг. Сионистская федерация и Сиркуло исраэлита пережили тяжелый кризис, вызванный экономическими затруднениями, усилением разногласий между различными течениями в сионизме и политической нестабильностью в стране; это побудило Биккур-холим взять на себя часть функций Сиркуло исраэлита, в частности, учредить новую хевра каддиша.

В 1930–40-х гг. в Чили прибыло несколько тысяч еврейских беженцев из нацистской Германии, оккупированных ею и союзных с нею государств Европы; численность еврейского населения страны заметно возросла (по некоторым данным, в 1940 г. она достигла 13 тысяч человек). Массовая иммиграция евреев привела к усилению антисемитизма (впервые давшего о себе знать в Чили в 1920-х гг.); власти ввели жесткие ограничения на въезд в страну. Беженцы, прибывшие с начала Второй мировой войны (879 человек), были допущены в Чили только при условии, что они не станут обосновываться в столице, а отправятся в одну из малонаселенных южных провинций. 15 семей создали сельскохозяйственную колонию на острове Чилоэ; предполагалось, что за ними последуют остальные, однако из-за сурового климата и отсутствия у колонистов необходимого сельскохозяйственного опыта этот проект провалился, и в итоге подавляющее большинство вновь прибывших оказалось в Сантьяго и в других городах. Иммигрантам помогало общество Биккур-холим и основанная в 1931 г. чилийская секция организации Хисем (см. о ней в статье Филантропия); координации этой работы препятствовал затяжной конфликт между ними, урегулировать который удалось лишь к началу 1940-х гг. Выходцы из Германии основали в Чили ассоциацию взаимопомощи (Хильфсферейн, позднее Комите исраэлита де сокоррос; 1933), ложу Бней-Брит (1937) и культурное общество Бней-Исраэль (1938). В 1932 г. возникло землячество польских евреев, в 1937 г. — венгерских; в 1935 г. сефардские организации учредили Объединение сефардских евреев. В 1940 г. руководящим органом еврейской общины Чили стал Представительный комитет; в 1943 г. между ним и Сионистской федерацией было заключено соглашение о разграничении функций.

После окончания Второй мировой войны в Чили поселилась небольшая группа европейских евреев, переживших Катастрофу, в 1957 г. — еврейские беженцы из Венгрии (покинувшие эту страну после подавления антикоммунистического восстания 1956 г.). В 1950–60-х гг. уровень жизни большинства чилийских евреев значительно повысился, социальный статус укрепился; Еврейский банк (Банко исраэлита, основан в 1944 г.) стал одним из ведущих финансовых учреждений Чили. В 1948 г. в стране начали действовать отделения На‘амат и спортивного общества «Маккаби», в 1950 г. — Университетский сионистский центр; в 1951 г. община Сантьяго открыла дом для престарелых, в 1952 г. — клуб «Эстада исраэлита» (`Еврейское государство`). Евреи принимали активное участие в политической, культурной и научной жизни страны: Володя Тейтельбойм и Н. Берман избирались в парламент от компартии, А. Файвович и Х. (Я.) Шаулсон — от Радикальной партии; юрист Д. Стичкин дважды был ректором Университета города Консепсьон, Х. Висняк возглавлял инженерный факультет Католического университета Сантьяго, Э. Фридман — Комиссию по исследованиям в области атомной энергии, В. Тевах — Национальный симфонический оркестр, композитор Л. Шидловский — Институт музыки при Государственном университете Сантьяго. Значительный вклад в изучение культуры коренных жителей Южной Америки внес А. Липшиц.

В 1970 г. в Чили проживали около двадцати тысяч евреев (пересмотрены оценки, согласно которым к концу 1960-х гг. численность еврейского населения страны достигала тридцати тысяч человек), 90% из них — в Сантьяго; большинство принадлежало к средним и высшим слоям общества. В общины и другие еврейские ассоциации входило лишь 8450 человек. В ведении Центрального комитета по еврейскому образованию (основан в 1950 г.) находились четыре средних школы с преподаванием на иврите, три в Сантьяго (в 1967 г. — 1217 учащихся) и одна в Вальпараисо (140 учащихся). Работала еврейская учительская семинария; в Чилийском университете в 1968 г. открылось отделение иудаистики (см. Наука о еврействе). Выходили газеты «Мундо худио» (сионистский еженедельник на испанском языке, основан в 1935 г.) и «Дос идише ворт» (на идиш и испанском языке, основан в 1937 г., орган ашкеназской общины Сантьяго и Сиркуло исраэлита).

После того, как в 1970 г. в Чили к власти пришло правительство блока Народного единства (во главе с С. Альенде), сильным влиянием в котором пользовались коммунисты, сотни евреев покинули страну и переселились в Израиль (около 250 человек), Аргентину, США, Испанию, Австралию и Германию. Несколько евреев занимали в период президентства Альенде высокие посты: Э. Теста был председателем государственного совета обороны, Ж. Хонхол (крещен в детстве) — его заместителем, О. Вайс — главным редактором правительственной газеты, Х. Файвович — мэром Сантьяго (в конце 1972 г. – начале 1973 г.). Евреи входили и в число лидеров противостоявших правительству политических сил (А. Файвович, Д. Битран, М. Хамудес); тем не менее нападки оппозиционной прессы на Альенде и его приверженцев (особенно на Х. Файвовича) в ряде случаев носили антисемитский характер. После переворота, совершенного военными в сентябре 1973 г. (среди его активных участников был бригадный генерал Х. Бердичевский-Шер, один из высших офицеров ВВС) и приведшего к свержению и гибели Альенде, часть поддерживавших его евреев оказалась в тюрьме, другим (например, В. Тейтельбойму) пришлось покинуть Чили; вместе с тем многие из тех, кто эмигрировал в предшествующие годы, вернулись в страну.

Военная хунта, пришедшая к власти в результате переворота, неоднократно демонстрировала свое благожелательное отношение к евреям; на Иом-Киппур 1977 г. генерал А. Пиночет Угарте (президент Чили до 1990 г.) даже посетил одну из синагог Сантьяго, где присутствовал на богослужении. План экономической реформы, осуществленной в Чили в 1970–80-х гг. и обеспечившей беспрецедентно быстрое развитие народного хозяйства страны, был разработан М. Фридменом. В то же время чилийское правительство неоднократно отказывалось арестовать и депортировать открыто жившего в Чили эсэсовца В. Рауффа, изобретателя автомобилей-«душегубок».

С середины 1980-х гг. в стране заметно усилился антисемитизм; его главные носители — неонацистские группировки и объединения чилийских арабов. В Чили крупными тиражами издавалась юдофобская литература (включая «Протоколы сионских мудрецов» и «Майн кампф» А. Гитлера), регулярно публиковались газетные материалы о «еврейских кознях» (так, в мае 1977 г. несколько органов печати поместили статьи о «программе создания еврейского государства на юге Чили»; в них говорилось, что некий американский миллиардер «приобрел в Чили землю для создания второго Израиля», более того, «на территории будущего государства уже находятся израильские солдаты, ведущие подготовительные работы»); на стенах синагог, еврейских учреждений и частных домов регулярно появлялись антиеврейские и антисионистские надписи. В мае 1986 г. возле дома председателя чилийского отделения комиссии Бней-Брит по правам человека была взорвана бомба. Власти осуждали разгул антисемитизма, но ничего не делали для его пресечения.

Взрыв антисемитизма произошел в Чили в конце октября 2001 г. после начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия). В различных антисемитских инцидентах и демонстрациях принимали участие как представители неофашистских группировок, так и выходцы из Палестины (в стране проживают около трехсот тысяч палестинцев – это одна из самых больших общин за пределами Ближнего Востока; мусульман среди них не более пяти тысяч человек, однако и христиане занимают антиизраильскую позицию). Палестинцы создали ряд организаций, ведущих активную пропаганду против Израиля: Молодежная ассоциация в поддержку Палестины, Фронт освобождения Палестины, Союз палестинских студентов, Палестинская федерация Чили. Деятельность этих и других организаций координирует и направляет посольство Палестинской автономии в Чили. Антиизраильскую и антисемитскую пропаганду ведет газета «Диарио эстадо Палестино», издаваемая Палестинским клубом. В рамках гуманитарного факультета университета Чили действует научно-исследовательский Центр изучения арабского мира. В публикациях центра ведется клеветническая компания против Израиля. Так, в них утверждается, что израильское посольство в Чили готовит террористические акты против еврейских объектов, чтобы обвинить в них арабских террористов. Директор центра Э. Чауан в публичных выступления повторяет: «Евреи убили Мессию и могут убить кого угодно».

С 2001 г. в Чили участились антиеврейские инциденты с применением насилия. В Сантьяго в апреле 2001 г. был осквернен кашерный ресторан, 11 июля 2003 г. неизвестные ограбили и разгромили одну из синагог. Со второй половины 2003 г. резко увеличилось число антисемитских граффити на стенах домов, в том числе на зданиях различных еврейских организаций. Множество антиеврейских статей в средствах массовой информации способствовали распространению антисемитских взглядов, что отразилось в результатах опросов. В 2000-е гг. активизировались представители профашистских группировок. Так, в Вальпараисо во время концерта, на котором исполнялись антифашистские песни, группа из 20 человек в масках, вооруженная бейсбольными битами и бутылками с зажигательной смесью, атаковала зрителей, среди которых было много евреев. Были ранены шесть человек, один из них тяжело.

В середине 1990-х гг. в Чили проживало, по приблизительным оценкам, пятнадцать–семнадцать тысяч евреев. Основная их часть была сосредоточена в Сантьяго; небольшие общины существовали также в Арике, Вальдивии, Вальпараисо, Винья-дель-Мар, Икике, Консепсьоне, Ла-Серене, Пунта-Аренасе, Пуэрто-Монте, Ранкагуа, Санта-Крузе, Сан-Фернандо, Чильяне и Чукикамате. Как показал опрос, проведенный в Сантьяго в 1983 г., подавляющее большинство еврейского населения страны составляли коммерсанты (73,5%) и представители свободных профессий; доля смешанных браков достигала 21,8%. Среди верующих евреев преобладали реформисты (см. Реформизм в иудаизме) и консерваторы (см. Консервативный иудаизм); в Сантьяго действовали три консервативные синагоги, реформистский «темпл» и молитвенный дом ортодоксальной общины «Хафец Хаим»; в нескольких магазинах продавались кашерные продукты (см. Кашрут). За пределами столицы синагога была только в курортном городе Винья-дель-Мар. Центральной организацией чилийского еврейства оставался Представительный комитет (входил во Всемирный еврейский конгресс); работала также Сионистская федерация, отделения ВИЦО и всех крупных сионистских партий, Объединение сефардских евреев, культурное общество Бней-Исраэль, общество венгерских евреев, ложи Бней-Брит, клуб «Эстадо исраэлита — Маккаби». Еврейские средние школы действовали в Сантьяго (Хаим Вейцман — ОРТ) и Винья-дель-Мар. Выходили три еженедельные газеты — «Мундо худио», «Ла палабра исраэлита» (орган ашкеназской общины Сантьяго) и «Эль восеро» (орган сефардской общины). В Сантьяго находились также: Сионистский институт имени Д. Бен-Гуриона; талмуд-тора; Музей сефардского еврейства; Центр документации, созданный организацией Бней-Брит.

Согласно данным переписи населения в Чили, в 1995 г. в стране проживало 20 900 евреев, из которых 12 700 были жителями Сантьяго, а 1200 – жили на остальной территории страны. Численность еврейского населения Чили оставалась стабильной на протяжении последних десятилетий. Одной из главных причин такого положения была развитая еврейская общинная жизнь, что замедляло процесс ассимиляции. В Чили 80% детей и подростков школьного возраста обучаются в еврейских школах. В Чили достаточно низкий показатель смешанных браков — в 2004 г. он составлял не более 21%. Крайне незначительное число евреев уезжают из Чили в Израиль, в США и в Канаду, что связано со стабильностью в стране, передовой системой социально-пенсионного обеспечения и благоприятным экономическим положением евреев.

В начале 2000-х гг. центральной организацией чилийских евреев оставался Представительный комитет. Отделения всех существующих в Израиле сионистских партий и различных сионистских организаций объединены в Сионистскую федерацию. Школа «Х. Вейцман–ОРТ» объединяет ряд воспитательных и учебных заведений от детского сада до средней школы, в 2004/2005 учебном году в ней обучались 1700 человек. Каждый год 120 старшеклассников совершают поездку по еврейским местам Праги и посещают Израиль. В Сантьяго функционирует также средняя еврейская школа имени Я. Корчака.

Отношения с Израилем. В 1920–40-х гг. чилийское правительство и общественность страны симпатизировали сионистскому движению и одобрительно относились к планам создания еврейского государства. В 1945 г. в Сантьяго возник Пропалестинский комитет; один из его лидеров, сенатор Г. Гонсалес Видела, принял участие в организации Международной христианской конференции за Палестину (Вашингтон, 1945). Но в 1947 г., когда в ООН обсуждалась резолюция о разделе Палестины, Гонсалес Видела, ставший к тому времени президентом страны, уступил нажиму чилийских арабов и распорядился, чтобы делегация Чили воздержалась при голосовании; в знак протеста заместитель главы делегации сенатор У. Альварес подал в отставку. В феврале 1949 г. правительство Чили признало Государство Израиль и поддержало его просьбу о вступлении в ООН. В 1950 г. открылась израильская миссия в Чили, в 1957 г. — чилийская миссия в Израиле; в ноябре 1958 г. оба представительства получили статус посольств. В 1965 г. посольство Чили переехало в Иерусалим (покинуло его в 1980 г., после того, как Кнесет принял закон, провозглашающий Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля). В 1950–60-х гг. экономические, культурные и научные контакты между двумя государствами неуклонно расширялись; Израиль оказывал Чили помощь в развитии сельского хозяйства, разведке полезных ископаемых и изучении гидроресурсов страны. С приходом к власти правительства С. Альенде израильско-чилийские отношения не ухудшились (вопреки ожиданиям арабских государств и организаций), однако Чили стала голосовать в ООН за резолюции, направленные против Израиля. В 1972 г. израильское посольство в Сантьяго получило по почте несколько заминированных посылок. А. Пиночет и сменивший его в 1990 г. П. Эйлвин Асокар старались придерживаться сбалансированного подхода к ближневосточному конфликту; в ноябре 1975 г. чилийская делегация не поддержала резолюцию Генеральной ассамблеи ООН, приравнивавшую сионизм к расизму, а в декабре 1991 г. проголосовала за ее отмену. Просьбы Организации освобождения Палестины об открытии в Чили ее представительства неизменно отклонялись; вместе с тем в 1990 г. состоялась встреча П. Эйлвина с Ф. Каддуми, одним из руководителей ООП. В Израиле действует Общество дружбы с Чили.

Между двумя странами существуют дружественные отношения, развивается сотрудничество в области экономики, науки, культуры, спорта. Государственные деятели обмениваются визитами.

Смотрите также

Черкасский Шура

Черниховский Шаул

Черновицкая конференция по языку идиш

черта оседлости

Членов Иехиэль