Бахшиев Миши
БАХШИ́ЕВ Миши (1910, Дербент, Дагестан, – 1972, Махачкала), советский писатель. Писал на русском и еврейско-татском языке. В 1928 г. как комсомольский активист был направлен на учебу в Краснодар, а затем в Москву. После окончания Московского института землеустройства вернулся в Дагестан. Был партийным работником, во время Второй мировой войны — военным корреспондентом; служил в армии до 1953 г. Затем занимал должность заместителя заведующего отделом пропаганды в дагестанском обкоме компартии; с 1956 г. руководил отделом партийной жизни в газете «Дагестанская правда», вскоре стал заместителем главного редактора этого издания и работал в этой должности до 1969 г.
Первые публикации Бахшиева относятся к началу 1930-х гг.: сборник стихов «Три комсомол» («Комсомолу», 1932); повести «Э пушорехьи тозе зиндегуни» («Навстречу новой жизни», 1932), «Ветегечихо» («Рыбаки», 1933). Сюжеты и форма этих произведений отражают характерный для национальных литератур тех лет отход от фольклорных традиций, подражание формам русской литературы и дидактический пафос «строительства новой жизни». В середине 1930-х гг. Бахшиев дебютирует также в качестве драматурга. Пьесы «Бесгуни игидхо» («Победа героев», 1936), и «Хори» («Земля», 1939) написаны в жанре героической драмы, первая — о гражданской войне в Дагестане, вторая — об «интернациональной дружбе» еврейских и нееврейских колхозников и их борьбе с «реакционными элементами». В 1940 г. Бахшиев обратился к фольклорным мотивам — пьеса в стихах «Шох угли, шох Аббас ва-хомбол Хасан» («Шахский сын, шах Аббас и грузчик Хасан»). Бахшиев занимался также переводами с русского на еврейско-татский. Часть прозаических произведений Бахшиева («Рассказы о моих земляках», 1956; «Простые люди», 1958; «Зашумят сады», 1962 и др.) написана по-русски. В 1963 г. вышел в свет многоплановый роман «Хушахой онгур» («Гроздья винограда»), основной пафос которого — поддержка борьбы «новатора» с приверженцами «косных» привычек и взглядов — типичен для так называемой «колхозной прозы» конца 1950-х – начала 1960-х гг. Главная тема переплетается с элементами мемуарно-биографического повествования. Автор впервые в еврейско-татской литературе решается на осторожную критику сталинской эпохи.
Послевоенные поэтические произведения Бахшиева вошли в сборник «Ме ховсденюм весале» («Я люблю весеннюю пору», 1976), изданный после смерти автора. Последняя пьеса Бахшиева, «Дю дедей» («Две матери», 1965), лучшее произведение в еврейско-татской драматургии послевоенного периода.