Шаву‘от
ШАВУ‘О́Т (שָׁבוּעוֹת, буквально `седмицы`, или `семерки`; русское название — Пятидесятница), праздник, отмечаемый 6 сивана в Эрец-Исраэль, а в диаспоре — 6 и 7 сивана. Шаву‘от — один из трех паломнических праздников, упомянутых в Пятикнижии (Исх. 23:15, 34:22). Библия определяет этот праздник как хаг ха-кацир (`праздник жатвы первого урожая`; Исх. 23:14–16), как иом ха-биккурим (Чис. 28:26; `день приношения биккурим`; см. Биккурим) или как собственно Шаву‘от, праздник, связанный с завершением отсчета дней омера (Исх. 34:22; Втор. 16:10). Во Второзаконии (16:9–10) упоминается отсчет семи недель после праздника Песах, которые завершаются праздником Шаву‘от. В книге Левит (23:10–11, 15–17) рассказывается о праздничном сроке, который начинается днем приношения омера и завершается церемонией приношения в святилище двух хлебов (см. Хлеб, Жертвоприношение). Время праздника было приурочено к окончанию жатвы ячменя и началу жатвы пшеницы. Исследователи полагают, что источником праздника Шаву‘от был летний праздник в древнем Ханаане. В талмудической литературе появляется еще одно название этого праздника — ацерет (`праздничное собрание`), то же название встречается у Иосифа Флавия. Слово ацерет в Библии обозначает последний день праздника Суккот (Шмини ацерет) и последний день праздника Песах. В Септуагинте слово переведено как эксодион (по-гречески `праздник Исхода`). Этот перевод отражает принятую в Устном Законе концепцию, согласно которой весь период от Песаха до Шаву‘от — продолжительное пасхальное празднование (Пси. дрК. 28). Саддукеи, напротив, считали, что Шаву‘от вообще не связан с Песахом.
В отличие от других паломнических праздников, Библия не сообщает точную дату Шаву‘от, а только указывает, что его празднуют на 50-й день после Песаха. Формулировка в книге Левит (Лев. 23:16) допускает различные толкования; согласно толкованию саддукеев (которого по сей день придерживаются караимы), праздник Шаву‘от всегда выпадает на первый день недели, фарисеи же установили постоянную дату праздника в еврейском календаре — 6 сивана. Для Шаву‘от не установлено никаких особых заповедей, обрядовая часть праздника сравнительно бедна. Некоторые установления касаются правил для общины в Шаву‘от: в этот день следует совершать такие же жертвоприношения, как и в другие праздники, кроме того, специально оговаривается специфическая для Шаву‘от обязанность приносить в Храм два хлеба, испеченных из пшеницы первого урожая (Лев. 23:16–20; Чис. 29). Мудрецы Устного Закона распространили правило о приношении в Храм первых плодов Земли обетованной на семь видов растений (см. Трумот у-ма‘асрот). Плоды урожая злаковых приносили в Храм как общественное пожертвование, а плоды деревьев были индивидуальным пожертвованием. Во время церемонии приношения плодов урожая в Шаву‘от читали главу из Пятикнижия (Втор. 26:1–11), стихи из которой используются также в литургии пасхального седера (см. также Хаггада пасхальная).
В дни паломнических праздников толпы переполняли Храм; чтобы все паломники смогли принести жертвоприношения, праздничные церемонии продолжались в течение еще шести дней после Шаву‘от.
Библия не соотносит праздник Шаву‘от с каким-либо историческим событием, однако мудрецы Устного Закона связали Шаву‘от с Исходом, а впоследствии, по-видимому, Шаву‘от стал восприниматься как праздник дарования Торы (матан Тора). Самое раннее упоминание о Шаву‘от как о празднике дарования Торы относится к 3 в. н. э. (Псах. 68б). Однако возможно, что в основе этого представления лежит более древняя традиция, письменные свидетельства которой не сохранились.
Со временем, однако, Шаву‘от стал восприниматься преимущественно как праздник дарования Торы, а не как праздник жатвы и биккурим.
Мишна (Мег. 3:5) предписывает читать в Шаву‘от отрывки из Второзакония (16), Тосефты (Мег. 3:5), из книги Исход (19). Кроме того, существовал древний обычай читать в день Шаву‘от книгу Руфь. Этому обычаю давалось несколько объяснений. Изначально чтение этой книги в Шаву‘от было, очевидно, связано с тем, что ее действие происходит в период жатвы ячменя. В этой книге, согласно мидрашу, повествуется о том, что «путем бедности и страдания даруется Тора» (Руфь З. 1:1). Другое объяснение заключалось в том, что праздник Шаву‘от считался, согласно традиции, годовщиной смерти Давида — потомка Руфи. В позднюю талмудическую эпоху в Шаву‘от читали также Десять заповедей, однако этот обычай не сохранился.
В средние века в ашкеназских общинах (см. Ашкеназы) существовал обычай в Шаву‘от приводить детей в синагогу и давать им слизывать мед со специальной доски, на которой были вырезаны еврейские письмена, чтобы «вкус Торы был сладок в их устах». Бытующий в Шаву‘от обычай есть молочную пищу не имеет ясного источника.
В 12 в. во Франции Меир бен Ицхак Нехорай создал для Шаву‘от пиюты на арамейском языке, воспевающие преданность евреев Торе. В кругах каббалистов Цфата (см. Каббала) возник обычай в ночь Шаву‘от читать сборник молитв и библейских текстов «Тиккун лейл Шаву‘от» («Порядок ночи Шаву‘от»). Особо благочестивые евреи прочитывают в эту ночь всю книгу Псалмов в память о Давиде (см. выше).
С еврейским заселением Эрец-Исраэль в киббуцах сложилась традиция отмечать Шаву‘от как праздник жатвы и возникли новые ритуалы.