Шазар Шнеур Залман
ШАЗА́Р Шнеур Залман (акроним: Шнеур Залман Рубашов; 1889, город Мир, Минская губерния, – 1974, Иерусалим), ученый, писатель и публицист, сионистский деятель, третий президент Государства Израиль. Родился в семье, традиционно связанной с движением Хабад (дед Шазара был распространителем идеологии движения в Мире, а сам Шазар был назван в честь основателя движения). Родители Шазара были горячими сторонниками сионизма. В 1892 г. семья Шазара переехала в Столбцы, где Шазар учился в хедере.
Под влиянием произведений Б. Борохова Шазар примкнул к движению По‘алей Цион и стал активным пропагандистом его идеологии. Во время революции 1905 г. участвовал в организации еврейской самообороны в Белоруссии и на Украине. На подпольном съезде По‘алей Цион в Минске в 1906 г. познакомился с И. Бен-Цви, который привлек Шазара к участию в издательской деятельности движения.
В 1907 г. Шазар переехал в Вильну (см. Вильнюс), где познакомился с Б. Бороховым, Я. Зрубавелом и будущей женой И. Бен-Цви, Рахель Янаит (см. о ней в статье И. Бен-Цви). В этот период Шазар переводил с русского на идиш статьи Борохова и Бен-Цви для журнала По‘алей Цион «Дер пролетаришер геданк». Летом 1907 г. Шазар вместе с другими лидерами движения был арестован и приговорен к двум месяцам тюремного заключения. После освобождения Шазар поступил на организованные в Санкт-Петербурге бароном Д. Г. Гинцбургом Высшие курсы востоковедения, среди преподавателей которых были С. Дубнов и И. Л. Каценельсон. Шазар зарабатывал на жизнь статьями в российской и американской прессе на идиш.
Лето 1911 г. Шазар провел в Эрец-Исраэль, работая в недавно основанной Мерхавии, где подружился с Б. Кацнельсоном и поэтессой Рахель. В 1912 г. Шазар уехал учиться в Германию (во Фрайбургском и Страсбургском университетах; во время войны был интернирован в Берлин как российский подданный и продолжил учебу в Берлинском университете). В годы учебы Шазар специализировался по библеистике и истории восточноевропейского еврейства, в частности, по саббатианскому движению (см. Саббатай Цви). Шазар принимал активное участие в сионистском движении в Германии, регулярно публиковал свои статьи в «Юдише рундшау». Шазар был среди основателей сионистского рабочего движения в 1916 г. (см. Социализм еврейский) и движения Хе-Халуц в 1917 г. На съезде По‘алей Цион в Стокгольме в 1919 г. Шазар вместе с Н. Сыркином и другими был избран в Комиссию по изучению экономического положения в Палестине и разработке плана развития хозяйства страны на кооперативной основе. В отчете Комиссии, опубликованном в 1920 г., Шазару принадлежали разделы о еврейской занятости в Палестине и о сельскохозяйственных коммунах (квуцот). В 1920 г. в Иерусалиме Шазар женился на Рахели Кацнельсон (1885–1975), с которой он познакомился еще на Высших курсах востоковедения (переселилась в Эрец-Исраэль в 1912 г.).
На съезде По‘алей Цион в Вене в 1920 г., где произошел раскол по вопросу об отношении к коммунизму, Шазар стал одним из лидеров «правого крыла». В 1921 г. участвовал в съезде Всемирной организации Хе-Халуц (открывал съезд). С 1922 г. по 1924 г. в Вене читал лекции по еврейской истории в Еврейской учительской семинарии.
В 1924 г. Шазар переселился в Эрец-Исраэль. Был избран в секретариат Хистадрута. С 1930 г. по 1932 г. совместно с Х. Арлозоровом издавал ежемесячник «Ахдут ха-‘Авода». Затем стал членом редакции печатного органа Хистадрута, газеты «Давар», а впоследствии — главным редактором газеты и главой хистадрутовского издательства «Ам овед». В эти годы он неоднократно выезжал за границу по поручениям Хистадрута, Всемирной организации По‘алей Цион, партии Мапай и других. Немалую роль в успехе этих миссий играли его выдающиеся ораторские способности.
В ноябре 1947 г. Шазар был членом делегации Еврейского агентства (Сохнута) на Генеральной Ассамблее ООН (см. Организация Объединенных Наций). Во время своего пребывания в Нью-Йорке установил контакт с Любавичским ребе И. И. Шнеерсоном (см. Шнеерсон, хасидская династия), который согласился помочь созданию в Эрец-Исраэль поселка для приверженцев движения Хабад (см. Кфар-Хабад). С детства эмоционально связанный с Хабадом, Шазар проявлял постоянный интерес к развитию поселка Кфар-Хабад. (Во время визитов в США уже в качестве президента Израиля /1966 и 1971/ он посещал Любавичского ребе в Бруклине.)
В 1949 г. Шазар был избран в Кнесет 1-го созыва, а затем был членом Кнесета 2-го (1951) и 3-го (1955) созывов. С 1949 г. по 1951г. занимал пост министра образования и культуры; по его инициативе был принят закон об обязательном школьном образовании (1949). После того, как правительство СССР отказалось принять его в качестве посла Израиля, Шазар стал членом Исполнительного комитета всемирной Сионистской организации (1952), возглавив отдел информации, а с 1954 г. — отдел образования и культуры еврейской диаспоры. С 1956 г. по 1960 г. он был председателем Иерусалимского исполнительного комитета всемирной Сионистской организации.
Шазар был президентом Государства Израиль (с 1963 г. по 1973 г. — два срока). Подобно своему предшественнику на этом посту, И. Бен-Цви, Шазар не ограничивался лишь исполнением государственных обязанностей: в его резиденцию приходили израильские ученые, писатели, деятели искусства и еврейские интеллектуалы со всего мира. Здесь проходили регулярные встречи группы по изучению Библии (основана Д. Бен-Гурионом), кружка по изучению еврейства диаспоры, действовавшего в сотрудничестве с Институтом современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме и т. п. Шазар основал фонд «Амос» для оказания содействия израильским ученым и деятелям искусства.
Шазар оставил богатое литературное наследство, включающее прозу (сборник автобиографических очерков «Кохвей бокер» — «Предрассветные звезды», перевод на английский, французский, испанский и идиш язык; сборник мемуарных очерков о лидерах сионистского движения и деятелях еврейской культуры «Ор ишим» — «Светочи», 1963), поэзию (в том числе его многочисленные переводы, в частности, стихи Рахели на идиш, 1932), публицистику и научные исследования (например, ряд работ о саббатианстве и франкизме /см. Я. Франк/, в которых содержится новый взгляд на сущность этих движений). Шазар был одним из пионеров библеистики на языке иврит (сб. «Толдот биккорет ха-Микра» — «История библейской критики», 1925; был редактором и одним из авторов). Шазар внес заметный вклад также в изучение истории языка идиш.