шаммаш
ШАММА́Ш (שַׁמָּשׁ — `служитель`; на идиш шамес), ответственный за административную и хозяйственную деятельность синагоги, раввинского суда (см. Бет-дин) или добровольного сообщества (см. Хевра каддиша). Подобные должности издавна существовали в социальной структуре еврейских общин. В талмудической литературе служитель в синагоге обозначен как хаззан (на арамейском) или синагогус (на греческом), в раввинском суде — шалиах бет-дин (`посланник суда`). Шаммашами называли, как правило, прислужников, подающих еду (Бр. 52б).
Слово шаммаш для обозначения должности служителя появилось в позднем средневековье в Европе. Одно из первых упоминаний о шаммаше содержится в Тосафот к трактату Рош ха-Шана, где говорится о том, что три должности — раввин, кантор (см. Хаззан) и шаммаш — стержень общины. Шаммаш от имени бет-дина приглашал в суд тяжущихся или свидетелей, а также выполнял другие поручения суда. Шаммаш в хевра каддиша отвечал за ведение хозяйства и взимание денег. Шаммаш синагоги был секретарем, писцом и распорядителем. Как правило, у него был помощник, так называемый унтер-шамес (идиш). В некоторых общинах шаммаша называли шулклапер (идиш, `тот, кто созывает в синагогу стуком`), поскольку в его обязанности входило стучать в ставни прихожан, созывая их на утреннюю молитву (см. Шахарит), в канун субботы объявлять на рыночной площади, что настало время закрывать магазины, и делать другие объявления — о собраниях, свадьбах, похоронах. Выработалась даже особая манера будить прихожан: три удара в ритме, который был хорошо знаком всем членам общины. Нередко шаммаш занимался также сбором пожертвований для синагоги. Шаммаш наряду с раввином получал жалованье от общины.
В современном Израиле должность шаммаша в большинстве синагог практически упразднена, административные и прочие функции берет на себя избранное руководство синагоги (см. Габбай).