Шапира Герман
ШАПИ́РА Герман (Цви Хирш; 1840, Эржвилки, Ковенская губерния, ныне Эржвилкис, Литва, – 1898, Кельн), математик, общественный деятель, публицист. Родился в ортодоксальной семье; его отец был софер стам (см. Писец) и меламед. Уже в детстве отличался незаурядными способностями: в возрасте девяти лет прочитал философское сочинение Маймонида «Море невухим». Учился в иешиве местечка Кретинген Ковенской губернии (ныне Кретинга, Литва); по получении смихи стал раввином и руководителем иешивы в небольшом литовском местечке. Учебник математики, случайно попавший ему в руки в 1864 г., пробудил в нем интерес к этой науке, и в 1866 г. он переселился в Ковну (см. Каунас), а затем в Вильну (см. Вильнюс), где начал самостоятельно изучать светские дисциплины и европейские языки. В 1867 г. поступил в Промышленную академию в Берлине. Вынужденно прервав в 1871 г. учебу (из-за недостатка средств), вернулся в Россию; был служащим торговых фирм в Одессе, Киеве, Житомире и Витебске; в период русско-турецкой войны 1877–78 гг. занимался военными поставками. Скопив сумму, необходимую для продолжения учебы, поступил в 1878 г. в Гейдельбергский университет; в 1880 г. получил степень доктора математики. В том же году издал в переводе с иврита на немецкий язык средневековый учебник геометрии «Мишнат ха-миддот»; в 1881 г. в «Записках математического отдела Новороссийского общества естествоиспытателей» была напечатана его первая крупная научная работа «Основания теории общих кофункций с приложениями», за которой последовали др. публикации, получившие высокую оценку видных математиков мира. Попытка получить место преподавателя Новороссийского университета (Одесса) не увенчалась успехом, и в 1882 г. он окончательно переселился в Гейдельберг, где стал приват-доцентом, а в 1887 г. — экстраординарным профессором. Несмотря на это, до конца жизни бедствовал и зависел от случайных заработков (например, занимался починкой часов). Многие из математических трудов не были завершены или остались в рукописи.
С 1881 г. Шапира участвовал в еврейском национальном движении; он стал одним из организаторов кружка Ховевей Цион в Одессе, а в 1884 г. основал в Гейдельберге общество «Цион», которое провозгласило своей целью создание еврейских сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль. В публицистических статьях, опубликованных в 1882 г. в «Ха-Мелиц», была впервые выдвинута идея создания в Эрец-Исраэль еврейского университета для подготовки исследователей (в таких областях, как математика, астрономия, химия, агрономия и т. п.), учителей и раввинов (он считал, что языком преподавания в этом университете станет немецкий, однако первостепенное внимание будет уделяться изучению иврита, который со временем превратится в разговорный язык). На Катовицком съезде Ховевей Цион в 1884 г. Шапира предложил учредить фонд для приобретения земельных участков в Эрец-Исраэль. Неудачи движения, переросшие в конце 1880-х гг. в его кризис, вызвали у него разочарование и побудили его отойти на время от общественной и публицистической деятельности.
В 1-й половине 1890-х гг. Шапира вернулся к религии и традиционному образу жизни, увлекся идеей синтеза иудаизма и современной науки (эта идея разрабатывается в двух фрагментах из незавершенной книги, напечатанных в 1894 г. в журнале Р. Брайнина «Ми-мизрах у-ми-ма‘арав»).
В 1897 г. после недолгих колебаний Шапира поддержал Т. Герцля, вступил с ним в переписку и принял участие в работе 1-го Сионистского конгресса (см. Сионистские конгрессы), где повторил свои предложения об учреждении «общееврейского фонда» для покупки земли в Эрец-Исраэль и создании там еврейского университета. Первое из них было одобрено 5-м Сионистским конгрессом (1901), который решил учредить Еврейский Национальный Фонд, второе — 11-м Сионистским конгрессом (1913). В последние годы жизни Шапира активно занимался пропагандой идей сионизма. Сборник его статей по проблемам еврейского национального движения вышел в свет (под редакцией Б. Динура) в 1925 г. В 1953 г. его останки были перевезены в Израиль и захоронены на горе Герцля в Иерусалиме.