Шварц Морис
ШВАРЦ Морис (1890, село Седиков, Украина, – 1960, Тель-Авив), выдающийся актер и режиссер еврейского театра. В 1901 г. семья Шварц приехала в Америку и поселилась в Нью-Йорке, в Нижнем Ист-Сайде. Проявивший с детства актерские способности, Шварц в 1905 г. дебютировал на еврейской сцене в Балтиморе, затем играл в труппах Кливленда и Филадельфии. В 1912 г. был приглашен Д. Кесслером (1860–1920) в возглавлявшийся им театр на 2-й авеню в Нью-Йорке и проработал в нем шесть лет.
К 1918 г. Шварц решил открыть новый еврейский театр на 2-й авеню, собрав коллектив преданных делу талантливых актеров и отбирая только высокохудожественный репертуар. Он арендовал помещение, которое прежде занимал англоязычный Ирвинг Плейс тиэтр и приступил к репетиции пьесы З. Либина (1872–1955) «Человек и его тень». Премьера имела огромный успех. В Еврейском художественном театре играли выдающиеся актеры, в их числе Я. Бен-‘Амми (Чирин, 1890-?), Циля Адлер (см. Адлер, семья), Дина Штеттин-Файнман (мать Ц. Адлер), Л. Зац (1891–1844), Берта Герстин (1897–1972) и др. Однако главным актером в театре был сам Шварц. Обладая выразительной, «типично еврейской» внешностью, пользуясь приемами классической театральной школы и виртуозно владея мимикой, он достигал в игре большой художественной силы. Наибольший успех выпал на его выступления в ролях реб Мейлаха в «Иоше Калб» по И. И. Зингеру, Луки в «На дне» М. Горького, Освальда в «Привидениях» Г. Ибсена, Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира, в заглавной роли в «Короле Лире».
Еврейский художественный театр за 32 года существования поставил более 150 спектаклей по пьесам Л. де Вега, Э. Толлера, Дж. Б. Шоу, Шалом Алейхема и других авторов. Огромный успех имели две пьесы по романам И. И. Зингера «Иоше Калб» и «Братья Ашкенази». Еврейский художественный был наиболее популярным из 20 еврейских театров, ежедневно ставивших спектакли на 2-й авеню в 1930-е гг. Театр был известен всей еврейской диаспоре, говорившей на идиш; он гастролировал в странах Америки, Европы, в Южной Африке, Израиле. Театр стал одним из наиболее ярких феноменов культурной жизни Нью-Йорка. На его спектакли ходили тысячи зрителей, не знавших идиш; многие не имели отношения к еврейству. Бродвейские театральные критики высоко ценили игру Шварца и других актеров труппы. Однако в 1950 г. Шварц вынужден был закрыть свой театр после того, как остальные еврейские труппы были распущены и покинули 2-ю авеню. Основной причиной этого явления была ассимиляция второго и третьего поколений еврейских эмигрантов в Соединенных Штатах. Попытка возродить театр в 1955 г. не удалась. Не имел успеха и проект Шварца создать театр пантомимы.
В 1960 г. Шварц приехал в Израиль с намерением открыть здесь центр культуры на идиш. Был собран новый коллектив, приступивший к репетициям спектакля «Иоше Калб», однако через два месяца Шварц скончался.