Швейцария
ШВЕЙЦА́РИЯ, государство в Центральной Европе. Первые известия о евреях на территории современной Швейцарии восходят к 13 в. В хрониках сохранилось упоминание о том, что в 1213 г. епископ Базеля силой отобрал у некого еврея-ростовщика свои долговые расписки. Базель значится также в перечне наиболее крупных еврейских общин Священной Римской империи, плативших в 1214 г. налоги в императорскую казну (евреи Базеля должны были внести 40 серебряных марок). В 1259 г. впервые упоминаются евреи в Люцерне, в 1262 г. (или 1263 г.) — в Берне, в 1268 г. — в Санкт-Галлене, в 1270 г. — в Винтертуре, в 1273 г. — в Цюрихе, в 1278 г. — в Шаффхаузене, в 1280 г. (или 1281 г.) — в Женеве, в 1288 г. — в Цофингене и Бишофсцелле, в 1290 г. — в Райнфельдене; в конце 13 в. – начале 14 в. еврейское население появилось также в Шийоне, Монтрё, Лозанне, Невшателе, Биле, Вёве. К середине 14 в. в германоязычных районах будущей Швейцарии насчитывалось около 30 еврейских общин, во франкоязычных (находившихся в то время под управлением Савойской династии) — 14. По всей видимости, евреи переселялись сюда из Южной Германии, Эльзаса и Франции (откуда их изгнали в 1306 г.); они занимались главным образом кредитным делом, предоставляя ссуды денежные феодальной знати, горожанам, крестьянам, муниципалитетам и церкви. Общины были сравнительно невелики (еврейские кладбища имелись лишь в Берне и Цюрихе). В тех районах, которые входили в состав Священной Римской империи, евреям, как правило, приходилось платить налоги и императору, и городам. В некоторых местах, например, в Биле, после 1305 г. евреи имели возможность стать бюргерами, что, однако, не давало им равных с христианами прав; в большинстве городов евреев обязывали носить отличительный знак, а также селиться в особых кварталах (см. Кварталы еврейские) и не покидать их во время христианских пасхальных праздников.
Уже в 1287 г. в Берне произошел погром. В середине 1290-х гг. на евреев этого города был возведен кровавый навет; некоторых из них казнили, остальным пришлось покинуть город (могила мальчика по имени Рудольф, якобы умерщвленного евреями в ритуальных целях, долгое время была местом паломничества христиан). В 1348 г., когда во владениях Савойской династии началась эпидемия чумы (см. «Чёрная смерть»), городские власти Шийона арестовали нескольких евреев и пытками вынудили их сознаться в том, что они отравили колодцы и таким образом вызвали болезнь. Это положило начало массовому истреблению евреев, сначала в городах, расположенных по берегам Женевского озера, а затем по всей Швейцарии и за ее пределами — в Германии, Эльзасе и во Франции; как только эпидемия достигала того или иного населенного пункта, живших в нем евреев казнили (чаще всего сжигали) или изгоняли. Муниципалитет Берна в ноябре 1348 г. даже запросил из Шийона протоколы допросов мнимых отравителей; когда же документы были получены, он не только решил уничтожить всех взрослых евреев — около 600 человек (январь 1349 г.; около 140 еврейских детей подверглись тогда же крещению насильственному), но и разослал в другие города письма с советом остерегаться евреев.
Несколько лет спустя во многих городах Швейцарии вновь возникли еврейские общины (в Цюрихе — в 1352 г., в Базеле — в 1361 г.; но в некоторые места, например, в Санкт-Галлен, евреям не было позволено вернуться). Однако в связи с тем, что со второй половины 14 в. в стране начали активно действовать ростовщики-христиане (ломбардцы, каталонцы и каорсинцы; подробнее см. Ссуда денежная. Эпоха гаонов (7–11 вв.) и период средневековья), города перестали нуждаться в еврейском кредите, и в 1397 г. евреям было запрещено проживание в Базеле, в 1427 г. — в Берне, в 1428 г. — во Фрибуре, в 1436 г. — в Цюрихе, в 1475 г. — в Шаффхаузене, в 1490 г. — в Женеве (где евреи жили с 1428 г. в отдельном квартале, который в 1460 г. подвергся нападению), в 1494 г. — в Тургау, в конце 15 в. — в Лозанне (в отдельных случаях исключение делалось для врачей). В 1622 г. собрание представителей 13 швейцарских кантонов (под их контролем находилась половина территории современной Швейцарии) решило «навечно» изгнать евреев. В 16–18 вв. еврейские общины существовали только в трех небольших городах графства Баден, не являвшегося полноправным членом Швейцарской конфедерации — Аргау, Клингнау и Оберендингене (ныне входят в кантон Аргау).
После того, как в 1798 г. на большей части территории современной Швейцарии была провозглашена (при поддержке революционной Франции) Гельветическая республика, в швейцарских городах (в частности, в Женеве, Берне, Базеле, Невшателе) вновь стали селиться евреи. Власти республики под нажимом правительства Франции (Директории) были вынуждены издать декрет, освобождавший французских евреев от специального еврейского налога. Евреи Аргау подали петицию об уравнении их в правах с французскими евреями. Национальное собрание после бурных дебатов 1 июня 1798 г. постановило, что все особые налоги, которые платили евреи, «уничтожаются во всех областях Гельвеции ввиду того, что эти налоги представляют оскорбление человеческих прав». Решение парламента вызвало протесты со стороны юдофобски настроенных общественных деятелей. В 1799 г. в результате влияния Франции правительство Швейцарии представило на рассмотрение парламента законопроект, предусматривавший эмансипацию евреев. Большинство депутатов выступили против предоставления евреям гражданских прав, а один из депутатов предложил отправить их к Наполеону I, «чтобы он повел евреев в Иерусалим» (в это время французские войска во главе с Наполеоном находились в Египте). Правительственный законопроект был отвергнут. Правительство разрешило швейцарским евреям проживать на всей территории Баденского округа и приобретать недвижимое имущество. После того, как в 1803 г. Наполеон издал так называемый Акт о медиации («Акт о посредничестве», согласно которому ликвидировалась Гельветическая республика и восстанавливалось, с некоторыми изменениями, прежнее государственное устройство Швейцарии /система кантонов/), евреи могли жить только на территории кантона Аргау. После того, как в марте 1808 г. Наполеон I издал декрет, содержавший ряд антиеврейских положений, позиции швейцарских противников эмансипации евреев укрепились: в мае 1809 г. законодательное собрание кантона Аргау утвердило уложение о евреях, исключавшее возможность предоставления им гражданских прав (притом, что они стали считаться подданными кантона, а не иностранцами, как это было ранее); уложение предусматривало ограничение их экономической деятельности и контроль за ней (предполагалось, что власти будут поощрять евреев заниматься «полезным для общества трудом»), а также запрещало им вступать в брак без специального разрешения. В 1827 г. была официально признана еврейская община Аргау: она получила право собирать пожертвования на богослужебные, культурно-просветительные и филантропические нужды (руководящий совет общины стал назначаться властями кантона). В первой половине 19 в. небольшое количество иностранных евреев (в основном французских) поселились в Женеве, Берне, Цюрихе, где они были ограничены в правах. В конституции Швейцарии 1848 г. право жительства по всей территории страны гарантировалось лишь «лицам христианского исповедания».
К середине 19 в. многие французские (прежде всего эльзасские) евреи установили со Швейцарией деловые связи, однако поездки в эту страну и особенно переселение на ее территорию были сопряжены для них с утратой гражданского равноправия (во Франции эмансипация евреев завершилась уже в конце 18 в. – начале 19 в.). Считая такую ситуацию нетерпимой, французское правительство неоднократно обращалось к швейцарским властям с призывом, а затем и с требованием положить конец дискриминации евреев; его поддерживали Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды. Поскольку торговые и политические связи с Францией имели для Швейцарии чрезвычайно важное значение, ей пришлось пойти на уступки. Первым отменил антиеврейские ограничения кантон Граубюнден (1860); за ним последовали Цюрих (1861 г., к тому времени в нем проживало 175 евреев), Золотурн, Шаффхаузен, Тургау (последний — в 1866 г.). Аналогичное решение приняло и законодательное собрание Аргау, однако на референдуме, состоявшемся в мае 1862 г. (подготовка к нему сопровождалась антисемитской агитацией), жители кантона отклонили предложение предоставить евреям гражданское равноправие. В результате прежние ограничения были, за некоторыми исключениями, подтверждены; одновременно общины получили возможность формировать свои руководящие органы самостоятельно, без вмешательства властей. В 1874 г. из конституции Швейцарии были изъяты все статьи, противоречившие принципам свободы совести и равенства граждан перед законом (борьбу за отмену этих статей возглавлял историк М. Кайзерлинг, 1829–1905 гг., был в 1861–70 гг. раввином Эндингена), однако в кантоне Аргау законы, дискриминировавшие евреев, перестали действовать лишь 1 января 1879 г. Более того, запрет на умерщвление четвероногих животных, которые не были предварительно оглушены (то есть фактически запрет на убой ритуальный в соответствии с еврейской традицией), введенный в 1866 г. в Аргау и Санкт-Галлене, приобрел в результате общешвейцарского референдума (в августе 1893 г.) силу федерального закона и был закреплен в конституции страны (действует по сей день).
Во второй половине 19 в. численность еврейского населения Швейцарии росла, в основном за счет притока переселенцев из соседних стран и областей (главным образом из Эльзаса) и из Восточной Европы. В 1850 г. в стране проживало 3145 евреев, в 1860 г. — 4216 евреев, в 1870 г. — 6996 евреев, в 1880 г. — 7373 еврея, в 1890 г. — 8069 евреев, в 1900 г. — 12 264 еврея (в том числе 3937 уроженцев Российской империи), из них в кантоне Цюрих — 2933 еврея, Базель — 1897 евреев, Берн — 1543 еврея, Женева — 1119 евреев, Лозанна — 1076 евреев, Невшатель — 1026 евреев (в кантоне Аппенцелль не было ни одного еврея, в кантонах Ури, Швиц и Гларус — менее десяти евреев в каждом). 13 еврейских общин Швейцарии образовали в 1904 г. федерацию, которая стала основной представительной организацией швейцарского еврейства. В 1897 г. в Базеле состоялся 1-й Сионистский конгресс, в работе которого приняли участие 15 делегатов из Швейцарии; один из них, Д. Ц. Фарбштейн (1868–1953), выступил с докладом «Экономическая основа сионизма». В октябре 1897 г. под его председательством было основано Общество по колонизации Иудеи. В ноябре 1897 в Базеле образовалась секция всемирной Сионистской организации; позднее такие же секции появились в Берне, Биле, Женеве и Лозанне. В октябре 1901 г. в Базеле была учреждена Сионистская федерация Швейцарии; в 1902 г. в стране открылось представительство Еврейского национального фонда (проект устава этой организации составил Д. Ц. Фарбштейн). В конце 19 в. – начале 20 в. Т. Герцль, Х. Вейцман, Н. Сыркин, Д. Пасманик, Б. Файвель, Б. Борохов и другие лидеры сионистского движения посещали Швейцарию и подолгу жили в ней; Базель стал местом проведения семи из одиннадцати Сионистских конгрессов, состоявшихся до Первой мировой войны. Среди российских политэмигрантов в Швейцарии жили Я. Кляцкин, В. Медем, Х. Житловский, П. Аксельрод, Л. Троцкий, А. Гельфонд (Парвус), М. Гоц и другие.
В межвоенный период численность еврейского населения Швейцарии продолжала увеличиваться, как за счет естественного прироста, так и благодаря притоку извне: после Первой мировой войны в страну прибыли еврейские беженцы из Восточной Европы, в 1930-х гг. — из Германии. Федерация еврейских общин и Сионистская федерация Швейцарии оказывали иммигрантам посильную помощь. В 1933 г. Федерация еврейских общин подала в суд на местных нацистов, распространявших «Протоколы сионских мудрецов». Процесс, вызвавший в стране и во всем мире широкий резонанс, продолжался более полутора лет; в конечном итоге суд признал «Протоколы» «подделкой, плагиатом и бессмыслицей» и приговорил их распространителей к уплате штрафа; их кассационная жалоба была отвергнута Верховным судом Швейцарии (октябрь 1937 г.). В 1936 г. при Федерации начало работать информационное бюро, созданное в целях противодействия антисемитской пропаганде нацистов; в декабре 1938 бундесрат — высший орган исполнительной власти Швейцарии — издал «Декрет о защите демократии», запрещавший любые действия, ведущие к разжиганию расовой и религиозной вражды.
Вместе с тем уже во второй половине 1930-х гг., когда начался массовый исход евреев из Германии, а затем и из оккупированной ею Австрии, швейцарское руководство, опасаясь наводнения страны «чужаками», отказалось от традиционной для него политики предоставления убежища жертвам массовых репрессий: иммиграция германских и австрийских евреев в Швейцарию была запрещена (им разрешалось лишь следовать через территорию страны транзитом; для того, чтобы швейцарские пограничники и полицейские могли их выявить, в октябре 1938 г. германские власти начали — по просьбе правительств Швейцарии и Швеции — ставить в паспортах евреев штамп «J» — «Jude»). Начальник полиции кантона Санкт-Галлен Й. Грюнингер, пытавшийся помочь еврейским беженцам из Австрии (по его распоряжению штампы о пересечении границы датировались в их паспортах числами, предшествовавшими дате вступления в силу запрета на иммиграцию евреев; таким образом удалось спасти около трех тысяч человек), был уволен и осужден за мошенничество (в 1995 г. посмертно оправдан). В августе 1942 г. руководство федеральной полиции Швейцарии издало инструкцию, указывавшую, что «беженцы, ставшие таковыми исключительно из-за преследований на расовой почве, не могут считаться политическими эмигрантами». Германских, австрийских, а после 1940 г. — и французских евреев, пытавшихся укрыться в Швейцарии, в массовом порядке выдавали нацистам и их пособникам, которые либо убивали их на месте, либо отправляли в лагеря смерти (иногда в Швейцарию впускали только детей, а их родителей депортировали). Еврейские организации Швейцарии и многие неевреи резко протестовали против подобной практики, однако их выступления не возымели действия; лишь в 1944–45 гг. правительство Швейцарии дало согласие на въезд в страну 1686 венгерских и трансильванских (см. Трансильвания) евреев (см. Р. Кастнер) и 1200 узников из Терезина. Всего в 1930–40-х гг. в Швейцарии нашли убежище 25–30 тыс. евреев. Те из них, которые смогли во время войны перебраться в Швейцарию, подвергались преследованиям. Многих содержали в лагерях принудительного труда, где их кормили впроголодь, отправляли на тяжелые работы и в случае малейшего проявления недовольства грозили выслать в Германию или в оккупированные немцами страны Европы. В отчете центра Ш. Визенталя в Лос-Анджелесе, опубликованном в январе 1998 г., говорится, что швейцарские власти относились к еврейским беженцам «как к рабам».
В конце 1930-х гг. тысячи евреев открыли счета в швейцарских банках, подавляющее большинство владельцев счетов погибло в годы войны, не оставив наследников, а если они и были, то не знали номера счетов, и швейцарские банки присвоили эти деньги.
В годы войны между властями нацистской Германии и швейцарскими банками существовали разносторонние связи. Германия отправляла в кладовые банков тонны золота и других ценностей, которые нацисты награбили в оккупированных странах, в первую очередь у евреев. За это банки Швейцарии предоставляли властям Германии кредиты. Последний раз деньги были переданы немцам в феврале 1945 г. В банках открывались специальные счета, куда перечислялись деньги за купленные у немцев ценности. Когда в конце войны командование союзнических войск потребовало заморозить немецкие счета, банкиры укрыли их, замаскировав под вымышленными именами (см. ниже). Швейцарские банки финансировали многие крупнейшие промышленные компании Германии, в том числе «И. Г. Фарбениндустри», производившую отравляющие газы для лагерей смерти.
После окончания Второй мировой войны большинство еврейских беженцев покинуло Швейцарию. Из тех, кто остался в стране, лишь около девятисот больных и престарелых и около четырехсот детей, освобожденных из Бухенвальда, получили право на постоянное жительство. В 1956 г. в Швейцарию прибыли небольшие группы евреев, бежавших из Египта и Венгрии, в 1968 г. — из Чехословакии; кроме того, начиная с 1950-х гг. во франкоязычной части Швейцарии (главным образом в Женеве и Лозанне) начали селиться североафриканские евреи, эмигрировавшие ранее во Францию. Согласно результатам переписи, в 1970 г. в стране насчитывалось 20 268 евреев (0,3% всего населения; в том числе в Цюрихе — 5477 евреев, в Женеве — 3128 евреев, в Базеле — 2071 еврей, в Лозанне — 1394 еврея, в Берне — 561 еврей); из них лишь 11 977 евреев являлись гражданами Швейцарии. В 1970-х – первой половине 1990-х гг. численность еврейского населения постепенно сокращалась, главным образом из-за низкой рождаемости (в среднем на каждую еврейскую женщину приходилось менее двух детей), а также из-за смешанных браков (к концу 1980-х гг. около 60% браков, заключавшихся швейцарскими евреями; однако благодаря тому, что часть нееврейских супругов впоследствии принимала иудаизм, фактически этот показатель составлял около 40%). В 1980 г. в Швейцарии насчитывалось 18 330 евреев, в 1990 г. — 17 577 евреев (2,6% всего населения), к началу 1995 г. — примерно 18 000 евреев (по другим данным 17 600; в том числе в Цюрихе — 6252 еврея, в Женеве — 3901 еврей, в Базеле — 2005 евреев). В то же время число глав семей, принадлежащих к общинам, которые входят в Федерацию еврейских общин, возросло в 1970–80 гг. с 5135 до 5667 человек, а в 1990 г. составило 5025 человек (в том числе около 2500 в Цюрихе и его окрестностях, 997 в Базеле и 830 в Женеве). Если в 1960-х гг. Федерация объединяла примерно половину швейцарского еврейства, то в 1980 г. — около 75%; в 1960 г. общинные школы посещало около 100 еврейских детей (4% их общего числа), в 1984 г. — около 500 (25%).
В первой половине 1990-х гг. в Федерацию еврейских общин Швейцарии входили общины Бадена, Базеля, Берна, Биля, Бремгартена, Веве-Монтрё, Винтертура, Делемона, Диссенхофена, Женевы, Золотурна, Кройцлингена, Ла-Шо-де-Фона, Лозанны, Лугано, Люцерна, Ной-Эндингена, Санкт-Галлена, Фрибура, Цюриха; кроме того, вне рамок федерации действовали ультраортодоксальные общины Базеля, Женевы, Цюриха, Лугано, Люцерна и «либеральные» общины Женевы и Цюриха (вопрос о возможности вступления последних в федерацию, обсуждавшийся с начала 1980-х гг., в 1990–91 гг. вызвал в ней серьезные внутренние разногласия; возникла даже угроза раскола). В Цюрихе и Женеве функционировали по три синагоги, в Базеле и Лугано — по две, в Бадене, Берне, Веве, Винтертуре, Ла-Шо-де-Фоне, Лозанне, Люцерне, Санкт-Галлене, Фрибуре — по одной. Почти при каждой имелась религиозная школа; в Базеле, Женеве, Лозанне и Цюрихе — общеобразовательные еврейские учебные заведения (где изучались и еврейские дисциплины), в Кринсе (близ Люцерна) — иешива. Выходили три еврейских периодических издания на немецком языке и одно — на французском. В стране действовали: Сионистская федерация, отделения ВИЦО, Бней-‘Акива, Мизрахи, Ха-Шомер ха-ца‘ир, представительства Еврейского национального фонда, Керен ха-иесод, Объединенного Израильского призыва, Джойнта, ХИАСа, спортивный клуб «Маккаби», ложи Бней-Брит, Союз еврейских студентов, ряд благотворительных ассоциаций (филантропия являлась также одним из главных направлений деятельности Федерации еврейских общин, входившей в Европейский совет еврейских социальных служб). В Швейцарии располагались центральные органы всемирных организаций ОРТ и ОЗЕ, европейская штаб-квартира Всемирной сионистской организации — Еврейского агентства.
Вскоре после окончания Второй мировой войны Всемирный еврейский конгресс потребовал от швейцарских банков вернуть как деньги, вложенные евреями накануне войны, так и финансовые средства, которые находились на замороженных немецких счетах и компенсацию за золото и другие ценности, награбленные у евреев и переданных в банки Швейцарии. Долгое время представители банков и властей Швейцарии заявляли, что таких счетов в банках нет. Только после того, как им были представлены неоспоримые доказательства, швейцарцы были вынуждены признать наличие денег на тайных вкладах, но во много раз уменьшили размеры этих счетов. Усилия еврейских организаций привели к созданию по распоряжению президента США Б. Клинтона комиссии, которую возглавил С. Эйзенштат, представитель министерства торговли США, и комиссии, которую возглавил сенатор А. Д’Амато, председатель банковского комитета конгресса. Комиссии получили доступ к секретной информации; из отчетов, опубликованных в 1997 г., стало совершенно ясно, что банкиры прекрасно знали источник ценностей и что речь идет о колоссальных суммах. Швейцарские власти, напуганные волной критики во всем мире, а особенно американской угрозой бойкота со стороны многих штатов, фирм и отдельных граждан, заявили о создании Гуманитарного фонда (7 млрд. швейцарских франков), который должен оказывать помощь всем нуждающимся. Фонд, однако, будет создан только после утверждения референдумом. Кроме того, было обещано создание специального фонда помощи жертвам Катастрофы. Но еврейские организации продолжают критиковать решения швейцарских властей. Так, председатель Еврейского агентства А. Бург заявил: «Фонд, созданный швейцарским правительством... просто фальшивка. Когда наконец будут предприняты какие-то реальные действия для оказания помощи пережившим Катастрофу, мало кто из них успеет ею воспользоваться».
Антисемитские инциденты в Швейцарии сравнительно редки, однако время от времени (например, в 1982 г., в связи с Ливанской войной; или в 1996–98 гг., на фоне полемики о «еврейском золоте», см. выше) юдофобские настроения в стране заметно усиливаются. На протяжении всех послевоенных десятилетий лидеры швейцарского еврейства постоянно ведут диалог с руководителями христианских церквей Швейцарии — как католической, так и протестантской. В ноябре 1988 г., в пятидесятую годовщину «Хрустальной ночи», член бундесрата Ф. Котти, выступая на церемонии открытия памятника жертвам Катастрофы на еврейское кладбище Берна, принес от имени своих сограждан извинения за то, что в годы Второй мировой войны они не приложили достаточных усилий для спасения евреев. В июне 1993 г. парламент Швейцарии принял антирасистский закон, по которому пропаганда антисемитизма и отрицание Катастрофы квалифицируются как уголовные преступления. В марте 1993 г. в состав бундесрата была избрана Рут Дрейфус, занимала пост министра внутренних дел. Согласно швейцарскому законодательству пост президента поочередно занимают семь членов бундесрата, сменяя друг друга каждый год, в 1999 г. сроком на один год она стала и главой государства.
Отношения с Израилем. Дипломатические отношения между Швейцарией и Государством Израиль были установлены в 1949 г. (позднее между ними было заключено несколько соглашений о воздушном сообщении, научном и культурном сотрудничестве). Официально Швейцария всегда старалась придерживаться нейтрального подхода к ближневосточному конфликту; широкие круги швейцарской общественности в 1950–60-х гг. неоднократно выражали свою солидарность с еврейским государством (с наибольшей силой она проявилась накануне Шестидневной войны). Швейцария резко осуждала вооруженные антиизраильские акции арабских террористов, особенно когда несколько акций были совершены на ее территории (нападение на самолет компании Эл-‘Ал в аэропорту Цюриха в 1969 г., попытка взорвать направлявшийся в Израиль самолет швейцарской компании «Суиссэйр» в 1970 г.).
После того, как в июне 1967 г. страны восточного блока разорвали дипломатические отношения с Израилем, швейцарское посольство представляло интересы Израиля в Венгрии. Швейцария — одна из немногих некоммунистических стран Европы, которые не поддались «нефтяному шантажу» арабских стран и не выступили после Войны Судного дня с антиизраильскими заявлениями. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН, приравнивавшая сионизм к расизму, подверглась в Швейцарии суровой критике, в том числе и со стороны министра иностранных дел. В 1980–90-х гг. в швейцарско-израильских отношениях бывали отдельные периоды спада (например, в первой половине 1980-х гг., после принятия Кнесетом закона, провозглашавшего Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля, и в связи с Ливанской войной), хотя в целом эти отношения остаются дружественными. Однако в 1996–98 гг. в отношениях между двумя странами возникла некоторая напряженность, как из-за критики еврейскими организациями действий швейцарских властей и банков, так и из-за антисемитских высказываний ряда дипломатических представителей Швейцарии.