Шериф Но‘ам

ШЕРИ́Ф Но‘ам (родился в 1935 г., Тель-Авив), израильский композитор, дирижер, педагог. В 1949–57 гг. учился в Тель-Авиве игре на фортепиано и дирижированию у З. Приэля, игре на валторне у Х. Саломона (родился в 1913 г.) и композиции у П. Бен-Хаима, в 1952–54 гг. был вторым дирижером в оркестре Армии обороны Израиля (см. Государство Израиль. Вооруженные силы). В 1955 г. занимался у И. Маркевича на дирижерских курсах в «Моцартеуме» (Зальцбург). В 1955 г. Шериф основал и до 1959 г. возглавлял оркестр Еврейского университета в Иерусалиме, в те же годы учился в Еврейском университете и получил первую степень по философии. В 1960–62 гг. учился композиции в Берлинской высшей музыкальной школе у Б. Блахера (1903–1975). В 1963–83 гг. преподавал композицию, инструментовку и дирижирование в Академиях музыки имени С. Рубина в Тель-Авиве и Иерусалиме. Шериф много дирижировал; в 1970–82 гг. возглавлял Израильский камерный оркестр киббуцов, в 1971–73 гг. занимал должность второго дирижера Израильского камерного оркестра. В 1972 г. Шериф организовал в тель-авивском зале «Цавта» серию концертов «11:11», в 1975 г. — курс «Введение в музыку и умение слушать» в Открытом университете, а в 1980 г. — фестиваль «Дни музыки в Шароне» в киббуце Шфаим. В 1983–86 гг. Шериф преподавал в Кельнской высшей музыкальной школе, в 1986 г. — на дирижерских курсах в «Моцартеуме»; был музыкальным советником Израильского фестиваля. В 1986–88 гг. преподавал в Иерусалиме, а с 1991 г. — профессор тель-авивской Академии имени С. Рубина. В 1989–95 гг. Шериф возглавлял Израильский симфонический оркестр Ришон-ле-Циона, с 2002 г. Шериф — главный дирижер Израильского камерного оркестра, с 2004 г. — главный дирижер Хайфского симфонического оркестра.

В произведениях Шерифа сочетаются элементы еврейского фольклора и современные академические музыкальные формы. Уже в «Сюите для фортепиано» (1948), написанной в политональности, ощущается влияние восточных интонаций.

Известность к Шерифу-композитору пришла в 1957 г., когда он победил в конкурсе Израильского филармонического оркестра, и его сочинение «Праздничная прелюдия» было исполнено под управлением Л. Бернстайна в праздничном концерте оркестра, посвященном открытию тель-авивского зала «Хехал ха-тарбут». С тех пор сочинения Шерифа занимают постоянное место в репертуаре израильских симфонических и камерных оркестров. Наиболее значительные из них — «Песня восхождения» (1959), «Чакона» (1968), Месса для струнных (1977), «Песнь Песней» для флейты с оркестром (1981), «Молитвы» для струнных (1983), «Воздаяние праведнику» для бас-кларнета и струнных (1998, посвящено Г. Фейдману).

Среди вокально-симфонических сочинений наиболее значительно сочинение «Воскрешающий мертвых» на библейские и аггадические (см. Аггада) тексты для тенора, баритона, хора мальчиков, мужского хора и симфонического оркестра (1985, премьера в Амстердаме, 1987). Это произведение было написано по заказу голландского мецената Б. Бронкхорста. «Испанские страсти» на материале Псалмов, литературных произведений евреев Испании и текстов самого Шерифа для тенора, женского голоса в народной сефардской (см. Сефарды) манере и симфонического оркестра (1992) посвящены 500-летию изгнания евреев из Испании; премьера состоялась в Толедо (тенор — П. Доминго). «Иерусалимские псалмы» для тенора, баса, хора и оркестра на тексты Псалмов (1995) написаны по заказу Иерусалимского оркестра и посвящены 3000-летию Иерусалима; премьера состоялась в Иерусалиме (1995). Эти произведения составляют трилогию, которая отличается масштабностью замысла и убедительностью воплощения. Обращение автора к различным языкам (иврит, идиш, ладино /см. Еврейско-испанский язык/, греческий, испанский, латынь) отражается в музыкальных интонациях и инструментовке. В трилогии Шериф возводит проблемы еврейского народа на общечеловеческий уровень.

В камерной музыке Шериф обращается как к традиционным, так и к нетрадиционным составам. Среди камерных сочинений: пьесы для фортепиано, флейты, арфы, ударных, два струнных квартета («Квартет Розендорфа» памяти П. Бен-Хаима навеян впечатлениями от одноименной книги Н. Шахама), вокальная музыка, в том числе «Когда качается маятник любви» на стихи П. Целана для голоса и фортепиано, «Колыбельные и мадригалы» для голоса, гобоя д’амур и альта, на иврите, ладино и идиш. В камерных произведениях Шериф развивает те же музыкальные идеи, что и в трилогии. К 50-летию Государства Израиль Шериф по заказу З. Меты и Израильского филармонического оркестра написал «Брешит» («Бытие») для симфонического оркестра (1998); премьера состоялась на юбилейном концерте (1998).

Элла Шериф (родилась в 1955 г., Хайфа), певица и композитор, жена Шерифа. Начала заниматься композицией в 12-летнем возрасте, во время службы в Армии обороны Израиля написала несколько песен, ставших популярными, пела в армейском вокальном ансамбле. Окончила Академию музыки имени С. Рубина в Тель-Авиве по классу композиции у Ц. Авни. Много лет пела в камерном хоре «Камеран». В репертуаре певицы — камерная вокальная музыка, в основном немецкая и французская 19 в., итальянская 20 в., песни К. Вейля и израильская музыка. Элла Шериф солировала в премьере цикла Шерифа «Когда качается маятник любви» с Израильским камерным оркестром киббуцов (см. Киббуц), участвовала во многих концертах и фестивалях современной музыки, исполнила роль трактирщицы в опере М. Зормана по Н. Альтерману «Гостиница духов». Выступает с сольными концертами, в том числе на радио.

Сестра Шерифа, Бат-Шева Шериф, писательница.

Смотрите также

Шеми Иехиэль

Шим‘он бен Шетах

шмитта

Штекелис Моше

Штраус Льюис Лихтенштейн