Шипер Игнацы

ШИ́ПЕР Игнацы (Ицхак; Schiper, Ignacy; 1884, Тарнов, Галиция, Австро-Венгрия, – 1943, Майданек, Польша), еврейский историк и общественный деятель. Изучал юриспруденцию, философию, экономику в университетах Кракова и Вены (окончил юридический факультет). Еще студентом принимал активное участие в сионистском (см. Сионизм) движении (создавал сионистские студенческие группы). В 1903 г. Шипер присоединился к австрийской организации По‘алей Цион (с 1904 г. в Австро-Венгрии стала партией) и стал одним из ее лидеров. В 1910–11 гг. был редактором ее центрального органа «Дер юдише арбайтер». В 1919–27 гг. был депутатом польского сейма. В 1922 г. Шипер вступил в возглавляемую И. Гринбаумом радикальную сионистскую фракцию Ал ха-мишмар (см. Общие сионисты). В 1928 г., после открытия в Варшаве Института еврейских исследований, читал там лекции по еврейской экономике. Шипер активно участвовал в работе ряда еврейских общественных и научных организаций (ОРТ, ОЗЕ, ХИАС, ИВО), а в 1935–39 гг. был директором польского филиала Керен ха-иесод.

После оккупации Польши германскими войсками находился в Варшавском гетто. Когда в 1941 г. расовое бюро министерства внутренних дел нацистской Германии подняло вопрос о расовой принадлежности восточноевропейских караимов, соответствующие германские ведомства обратились к трем ученым — Шиперу, М. Балабану и З. Калмановичу — с запросом о происхождении караимов. Все трое, чтобы спасти крымско-литовских караимов, высказали мнение о якобы нееврейском происхождении караимов. В начале 1943 г. Шипер был депортирован в Майданек, где вскоре погиб.

Шипер со студенческой скамьи отдавал предпочтение исследованиям в области еврейской истории. Он был одним из ярких представителей группы еврейских историков, возникшей в Галиции в начале 20 в. (см. М. Балабан, М. Шор). Однако в отличие от всех членов этой группы, Шипер считал необходимым изучение не только религиозных, но и светских аспектов национальной еврейской жизни. Его основные труды посвящены истории поселения евреев в средневековой Польше (в том числе проблеме хазарского элемента в ашкеназском еврействе, см. Хазария), экономической жизни евреев, культуре на идиш. Уже первая научная работа «Зарождение капитализма в раннем средневековье у западноевропейских евреев» (немецкий язык, 1907) явилась оригинальным исследованием и вскоре была переведена на русский язык и на идиш. Из его многочисленных публикаций следует выделить: «Исследование хозяйственных отношений в средневековой Польше» (польский язык, 1911; идиш, 1927), «История еврейской торговли в польских землях» (польский язык, 1937), «Култургешихте фун ди идн ин Пойлн бе-эйс дем митлалтер» («История культуры евреев Польши в средневековье», Варшава, 1926), «Гешихте фун дер идишер театеркунст ун драме: фун ди элтсте цайтен биз 1750» («История еврейского театрального искусства и драмы с ранних времен до 1750 г.», в 3-х т., Варшава, 1927–28).

Обладая большой научной интуицией и творческим воображением, Шипер значительно обогатил возможности современного восприятия истории польского еврейства.

Смотрите также

шват

Шоу Ирвин

Шохат Эли‘эзер

Штанд Адольф

Штерн Лина