Шкоп Шим‘он Иехуда ха-Кохен
ШКОП Шим‘он Иехуда ха-Кохен (прозвище Шим‘он Брянскер; 1860, местечко Турец Минской губернии, – 1940, Вильнюс), выдающийся галахический (см. Галаха) авторитет, общественный деятель и организатор религиозного образования. Родился в семье раввина, в возрасте 12 лет поступил учиться в иешиву города Мир, через два года перешел в Воложинскую иешиву (см. Воложин). Был одним из любимых учеников раввина Н. Ц. И. Берлина.
В 1881 г. женился на племяннице талмудиста и будущего руководителя иешивы Тельшяй (Телз) раввина Эли‘эзера Гордона (1840–1910); в 1885 г. был приглашен преподавать в этой иешиве, где оставался в течение 18 лет. Разработал метод изучения Талмуда (известный как телзский метод), в котором сочетается прием углубленного исследования по раввину Х. Соловейчику с простотой и ясностью системы Н. Ц. И. Берлина.
В 1903–1907 гг. был раввином города Молетай (Литва). Основал там иешиву и приобрел известность как общественный деятель. В 1907 г. был избран раввином Брянска, основал иешиву, которая вскоре стала одной из самых известных в Российской империи. Много занимался общественной деятельностью, принимал участие в съездах раввинов России и в течение многих лет был членом Совета мудрецов Торы, руководящего органа партии Агуддат Исраэль. Когда в ходе Первой мировой войны Брянск был занят немецкими войсками, Шкоп отказался от бегства из района военных действий, считая, что раввин должен разделять тяготы со своей общиной. На посту раввина Брянска Шкоп был до 1920 г., когда по инициативе раввина Х. О. Гродзенского его пригласили на должность руководителя иешивы «Ша‘ар Тора» в Гродно (город входил тогда в состав Польши). Под руководством Шкопа иешива приобрела славу одной из сильнейших в Восточной Европе. С 1926 г. Шкоп занимал также должность раввина одной из общин Гродно и, чтобы облегчить финансовое положение иешивы, отказался от зарплаты.
В 1929 г. Шкоп отправился для сбора пожертвований на нужды еврейского образования в Соединенные Штаты Америки. Был принят там с почетом, читал лекции в крупнейшей американской иешиве того времени — Семинарии имени раввина Ицхака Элханана (см. И. Э. Спектор), впоследствии вошедшей в состав Иешивы-университета, однако по настоянию крупнейших раввинов Восточной Европы отклонил предложение остаться в Америке и через год вернулся в Польшу.
В 1928 г. вышло в свет основное произведение Шкопа — книга «Ша‘арей йошер» («Врата честности»; в 2-х томах) — толкование нескольких десятков наиболее трудных для понимания мест Талмуда. Эта книга упрочила славу Шкопа как выдающегося талмудиста. В 1936 г. Шкоп издал книгу «Ма‘арехей ха-киньяним» («Система приобретения»), посвященную вопросам купли и продажи с точки зрения талмудического права. В 1939 г., после начала Второй мировой войны, бежал вместе со своей иешивой в Вильнюс. Умер во время совещания еврейских религиозных деятелей, на котором обсуждались планы спасения польского еврейства.
Шкоп воспитал плеяду выдающихся раввинов, среди его учеников: раввин И. И. Унтерман, раввин Э. Вассерман (1875–1941), раввин С. Асаф и другие.
После смерти Шкопа были опубликованы его комментарии к трактатам Талмуда: Бава Камма, Бава Меция и Бава Батра (1947, с предисловием его сына), Недарим, Гиттин и Киддушин (1952), Иевамот и Ктуббот (1957). Книги Шкопа неоднократно переиздавались и интенсивно изучаются.