Шнеур Залман из Ляд
ШНЕ́УР ЗА́ЛМАН ИЗ ЛЯД (Шнеер; אלטער רבי, Алтер ребе — Старый ребе; 1745, местечко Лиозно, Польша, ныне Беларусь, – 1812 /1813 по новому стилю/, село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне Курская область, Россия; похоронен в городе Гадяч, Полтавской губернии, ныне Украина), раввин, основатель направления хасидизма — Хабад. Родился в семье раввина Баруха Познера (умер в промежутке между 1780 г. и 1795 г., в одном из общинных актов его называют «замечательнейшим ученым»). Братья Шнеура Залмана также были видными талмудистами: рабби Моше бен Барух — раввин в местечке Баево (Могилевской губернии), затем в городе Лепель (Витебской губернии) и в местечке Рудня (Могилевской губернии); рабби Мордехай бен Барух (умер в 1823 г.) — раввин в городе Орша; рабби Иехуда Лейб бен Барух — раввин в местечке Яновичи (Витебской губернии), автор галахического труда «Шеерит Иехуда» («Остаток Иудеи», ср. Иер. 42:15).
Шнеур Залман очень рано проявил выдающиеся способности и познания, и местный раввин в протоколе общины называет мальчика «удивительным ученым [хахам] и танна». После женитьбы в 1760 г. Шнеур Залман переселился в дом тестя в Витебск и целиком посвятил себя изучению Талмуда и постталмудической литературы (см. Раввинистическая литература) и в 18-летнем возрасте, ведя аскетический образ жизни, принялся изучать каббалу. Придя к выводу, что ему известно «кое-что об учении, но ничего о молитве», Шнеур Залман в 1765 г. отправился учиться благочестию у главы хасидского движения Дова Бера из Межирича (Маггид из Межирича). В Межириче (Волынь) он вошел в круг ближайших учеников Маггида, сдружился с его сыном рабби Аврахамом (ха-Мал’ах, 1741–76). Хотя Шнеур Залман был одним из самых молодых учеников Маггида, тот весьма высоко оценивал его способности и в 1770 г. поручил ему написать новый Шулхан арух. Шнеур Залман работал над этим трудом много лет, однако после его смерти была опубликована примерно треть рукописи (остальная часть погибла во время пожара). Этот свод религиозного законодательства известен под названием Шулхан арух ха-рав (1814). Сочинение Шнеура Залмана не было сугубо хасидским трудом, однако, как и задумал Маггид из Межирича, имело большое галахическое (см. Галаха) значение. Этому способствовали блестящий литературный стиль Шнеура Залмана, ясность и глубина изложения. Книга стала авторитетнейшим источником Галахи для хасидов Хабада.
В 1774 г., в ранний период противодействия хасидизму со стороны традиционного еврейства, Шнеур Залман вместе с главой хасидов Белоруссии Менахемом Мендлом из Витебска (1730–88) отправился в Вильну (см. Вильнюс), чтобы встретиться с рабби Элияху бен Шломо Залманом (Виленским Гаоном) и убедить его в благочестии и преданности хасидов традиции. Они пытались найти почву для взаимопонимания между хасидами и митнагдим. Однако Гаон не пожелал встретиться с ними. После этого Шнеур Залман предпринял еще одну попытку примирения с вождями ревнителей традиций, посетив вместе с рабби Аврахамом Калискером (Аврахам бен Александр Кац из Калиски; 1741–1810) город Шклов, — один из важнейших центров талмудизма, однако и эта попытка окончилась неудачей. Когда весной 1777 г. Менахем Мендл из Витебска уехал в Эрец-Исраэль вместе с большим числом своих последователей, Шнеур Залман вместе с рабби Исраэлем из Полоцка (умер в 1785 г.) остались его представителями в Белоруссии. В 1777–82 гг. Шнеур Залман жил (по настоянию местной хасидской общины) в Могилеве, продолжая углубленно изучать Талмуд и каббалу.
В 1782 г. рабби Шнеур Залман вернулся в местечко Лиозно (Могилевской губернии), где стал маггидом. Вокруг него начали собираться молодые люди, которых он обучал, разделив, в зависимости от уровня подготовки, на отдельные группы (хадарим). В 1788 г. рабби Менахем Мендл в письме из Эрец-Исраэль объявил Шнеура Залмана главой хасидов Белоруссии, что являлось лишь констатацией реального факта, поскольку число его последователей достигло нескольких десятков тысяч человек Систематизированное изложение своей концепции хасидизма Шнеур Залман дал в труде «Ликкутей амарим» («Собрание изречений», ч. 1–2, Славута, 1796 /анонимно/, ч. 1–4, 1814; полный русский перевод Иер., 1998). Это сочинение (известно под названием «Тания» — «Учение»; так по-арамейски обозначается в Талмуде введение в Барайту) стало важнейшей книгой хасидов Хабада, их «письменной Торой».
Необычайная энергия, громадный организаторский талант, репутация выдающегося талмудиста, философский характер его учения (он привел учение хасидизма в соответствие со строгими требованиями талмудических авторитетов), обаяние личности способствовали исключительному влиянию Шнеура Залмана на хасидов. Он ввел некоторые изменения в ритуале и литургии, приблизив их к сефардским (см. Сефарды). С этого периода главное внимание митнагдим обратили на деятельность Шнеура Залмана, а их борьба с хасидизмом превратилась в борьбу с ним. В Петербург из Вильны поступил донос «о вредных для государства поступках руководителя каролинской секты Залмана Боруховича». Осенью 1798 г. Шнеур Залман и его 22 «сообщника» были арестованы и «под крепким караулом» отправлены в столицу. Шнеур Залман был обвинен в создании вредной секты, распространении нежелательных религиозных идей и нелегальной отправке денег в Палестину для каких-то политических целей.
Ответы Шнеура Залмана на вопросы, заданные в Тайной канцелярии, убедили правительство, что его деятельность не представляет ничего преступного. Вместе с другими узниками он был освобожден, хотя за ним было сохранено «строгое наблюдение». Дата освобождения Шнеура Залмана — 19 кислева — отмечается хасидами Хабада с особым торжеством как праздник избавления.
Противники хасидизма, однако, не думали отступать. В начале 1800 г. руководители виленских митнагдим направили бывшего раввина Пинска, Авигдора бен Иосефа Хаима (в русских документах Авигдор Хаймович), смещенного хасидами с должности, в Петербург, где он подал на имя императора Павла I жалобу на «вредную и опасную» секту, которая может «подать повод к величайшим дерзостям и злодеяниям». Лично Шнеур Залман обвинялся в отправке ежегодно больших сумм денег в Турцию, то есть «помощи турецкому султану» (так доносчик пытался представить властям денежную помощь, которая посылалась хасидам, поселившимся в Эрец-Исраэль). В ноябре 1800 г. Шнеур Залман был вновь арестован и привезен в Петербург. В аресте сыграла роль представленная императору докладная записка сенатора Г. Р. Державина, рассматривавшего причины голода в Белоруссии (см. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в.), в которой он в частности писал о вредной деятельности Шнеура Залмана. Чиновники Тайной канцелярии устроили Шнеуру Залману очную ставку с доносителем. Письменные ответы ребе понравились императору, по приказу которого его освободили из-под ареста, но без права выезда из столицы до рассмотрения дела в Сенате.
После воцарения Александра I (март 1801 г.) и упразднения Тайной канцелярии было пересмотрено и дело Шнеура Залмана. Его освободили, и он поселился в местечке Ляды (Могилевской губернии), где всецело отдался написанию трудов, занимался упорядочением жизни хасидских общин и духовно руководил своими приверженцами. С этих пор Шнеур Залман известен как «ребе из Ляд». В 1802–1805 гг. возникли серьезные разногласия между ним и главой хасидов в Эрец-Исраэль рабби Аврахамом Калискером. В то время как Калискер основывал свою систему хасидизма на стихе «А праведный своею верою жив будет» (Хав. 2:4), Шнеур Залман основывался на стихе: «Познай Бога, Отца твоего, и служи Ему» (I Хр. 28:9) и требовал прежде всего познания и проникновения в идею Божества (см. Хабад). Это требование казалось Калискеру неприемлемым, так как, по его мнению, грозило выделением из хасидов группы избранников, способных «познавать», в то время как широкие неподготовленные массы остаются в стороне. Калискер обратился с жалобой на новшества Шнеура Залмана к рабби Леви Ицхаку бен Меиру из Бердичева, но тот всецело стал на сторону Шнеура Залмана и упрекнул жалобщика в непочтительности к «великому праведнику».
Интеллектуализация хасидизма в учении Шнеура Залмана, когда источником веры объявлялся разум, созерцательное мышление, а не одно лишь чувство, не устраивали и другие группы хасидов, во главе которых стояли рабби Барух бен Иехиэль из Меджибожа (внук Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това) и рабби Ахарон ха-Леви Горовиц (Старосельский ребе, 1765–1828), который незадолго до того был любимым учеником Шнеура Залмана. Эти распри доставили Шнеуру Залману много беспокойства, но не уменьшили его главенствующего влияния в литовско-белорусском хасидизме.
Когда в 1812 г. началась война Франции с Россией, Шнеур Залман был одним из тех хасидских лидеров, которые призвали своих приверженцев помогать русским войскам. Шнеур Залман считал, что победа революционной Франции нанесет большой вред еврейской традиционной жизни. Он еще в 1800 г. предсказал поражение и гибель Наполеона I и опасался, что с «победой Наполеона над Россией сокрушатся устои иудаизма». С приближением французских войск к Лядам Шнеур Залман с семьей присоединился к обозу отступавшей русской армии. В пути он скончался.
Труды Шнеура Залмана представляют собой уникальное сочетание мистицизма и рационализма, откровения и здравого смысла. Наряду с трудами «Тания» и Шулхан арух известность приобрели его философские комментарии к Пятикнижию «Тора ор» («Тора — свет», Житомир, 1862) и «Ликкутей Тора» («Избранные комментарии к Торе», Житомир, 1848), а также молитвенник «Сиддур. Тхиллат ха-Шем» («Сиддур. Восхваление Всевышнего», Шклов, 1803; русский перевод 7-е расширенное издание, Иер., 1998).
Шнеур Залман стал основателем династии цаддиков и раввинов из семьи Шнеерсон.